18 июля 2015 года пройдет некоммерческий фестиваль под открытым небом Midsummer Night’s Dream (MSND). Тема этого года — The Tomorrow That Never Was, утопическая идея светлого будущего, — во многом продиктована месторасположением бала: гостей ожидает световое шоу, инсталляции и перформанс в заброшенном особняке на территории ВДНХ. Cоздатели и главные вдохновители костюмированного ежегодного бала Midsummer Night’s Dream — главный режиссер фестиваля Живиле Жу Монтвилайте и художник, организатор и идеолог MSND Марго Трушина — рассказали TANR, что ждет гостей в «волшебном эльфийском городке».
Почему поменялась площадка и вы сейчас на ВДНХ?
Живиле Жу Монтвилайте: Потому что земле нужно отдохнуть раз в семь лет. И эта земля в усадьбе Лермонтовых-Столыпиных Середниково устала. Кроме того, происходит переосмысление, когда начинается какой-то новый этап в жизни фестиваля. И мы, как ценители традиций, которые складываются на этом балу, можем прийти в город, как когда-то мы сделали это в 2010 году. Тогда мы выбрали местом проведения Ботанический сад МГУ на проспекте Мира. Мы были настолько вдохновлены идеей чего-то более крупного, что представили себе, каким может быть бал в будущем. И мы переместились в усадьбу Середниково и прожили здесь несколько ярких лет.
Многие наши дриммеры могут задаться вопросом, так же как вы. И в этом вопросе ключевое — ВДНХ. И это неожиданно для привыкших к комфорту гостей MSND. Но эта часть ВДНХ совсем не похожа на ее центральную часть. Лесопарк срастается с природой Ботанического сада, и с этой границы мы видим прекрасные силуэты футуристических куполов павильона «Космос» и других архитектурных объектов, которые отражаются в Пруду исполнения желаний.
Несмотря на то что мы не решили, как будем проводить следующий год, мы считаем, что ВДНХ — это прекрасная территория, которая обладает большим потенциалом, большими территориальными ресурсами, чем, например, тот же парк Горького.
Марго Трушина: Это место правда очень похоже на Середниково и визуально, и по духу: белая колоннада, классическая архитектура, пруд — и всё это огорожено лесопарком. Нет ощущения, что ты находишься в городе. Поэтому, меняя площадку, мы сохраняем свою верность выбранному стилю и своей первоначальной идее сделать большой опен-эир-сказку на природе.
Живиле Жу Монтвилайте: Это будет похоже на волшебный эльфийский городок, скрытый от посторонних глаз, на абсолютно охраняемой территории. И как всегда, с ограниченным количеством гостей.
Марго Трушина: Обычно MSND — это сильно энергозатратное мероприятие. Люди к нам едут по пять часов в пробке, в костюмах, и приезжают ночью. А ночь сейчас у нас самая короткая в году. Темной (ночной) части всего три часа, поэтому когда мы объявили площадку, которая намного доступнее, многие наши дриммеры обрадовались, надеясь, что чистого времени для погружения в волшебство окажется гораздо больше!
Расскажите о концепции Midsummer Night's Dream 2015. Как вам пришла в голову идея ретрофутуризма?
Марго Трушина: Именно в связи со сменой площадки и родилась идея ретрофутуризма. Когда вы оказываетесь в дальней части ВДНХ, вашему взору открывается такая картина: перед вами павильон «Космос» и его огромный прозрачный купол, вокруг деревья, на заднем плане Останкинская башня и другие советские монументы — это выглядит все как планета утопического будущего, о котором мечтали советские люди. И нам показалось интересным взять эту тему, пропустить ее через себя и задуматься над тем, каким мы видим будущее сегодня.
Мы трансформируем памятник мечтам о светлом советском будущем ВДНХ в футуристический ландшафт будущего, которого еще не было.
Живиле Жу Монтвилайте: Tomorrow That Never Was — это то будущее, которое мы представляем, о котором мечтаем, оно существует только в нашем воображении и иногда в воспоминаниях. Само место, где пройдет фестиваль, — это некий «метафизический» центр ВДНХ. Но сам пруд, на котором стоит «Золотой колос», — это Пруд исполнения желаний. Существует множестве легенд, связанных с этим местом: история о советским архитекторе В.К.Олтаржевском, которому именно здесь пришла идея генерального плана ВДНХ, и история, связанная с Верой Мухиной и камушком удачи, который она нашла именно здесь и после этого воплотила в жизнь свои главные монументальные шедевры.
Расскажите про культурную программу этого года? Что ждет гостей помимо музыки?
Живиле Жу Монтвилайте: Начнем с начала. После главного входа вы попадаете на специальную поляну, где стоят make-up и hair-styling зоны от M.A.C. и «Облака Studio», где совершенно бесплатно каждый желающий может довести свой образ до идеального. Прямо перед входом в бывший ресторан «Колос» еще при закате выступают Варвара Лисокот и группа Wareika. На другом берегу в ресторане Letto выступают Lena Kaufman и Green Point. В это время три артистические группы от режиссеров Алексея Розина, Донатаса Грудовича и Данилы Чащина с абсолютно разными тематиками: есть ремесленники, которые у Шекспира строили театр и которые работают с темой городских легенд ВДНХ; у Донатаса Грудовича более брутальная тема про мифы, интерактивный театр; у Дани Чащина больше про любовь. Примерно к одиннадцати ночи у нас начинаются сторителлинги в пространстве театра, который выглядит как настоящий кратер. Затем актеры вместе с гостями открывают шествие. В этом году парад-алле пойдет по трем дорожкам с золотыми колосьями в руках. Мы выйдем к центральной части акватории, к бывшему фонтану «Золотой колоc». Тут и начнутся основные трансформации.
Марго Трушина: На самом деле «Колос» — это третий по величине фонтан на ВДНХ и один из трех главных фонтанов. Он был построен в 50-х годах, а в 80-х он перестал работать и постепенно потерял свой первоначальный блеск и разрушился. Вот уже более 30 лет из него не бьют струи воды, и сейчас он выглядит как засохшая кукуруза. Во времена расцвета ВДНХ это был удивительный фонтан: помимо того что он сам огромный — 16 метров, из него били струи по 25 метров вверх и в стороны. 18 июля в полночь мы реанимируем «Колос» и cделаем из него масштабную мультимедийную инсталляцию — межгалактический портал. При участии компании Sila Sveta мы делаем впервые в Москве арт-инсталляцию с мэппингом на 360 градусов, используем новейшие проекционные технологии и таким образом даем «Золотому колосу» новую жизнь, а нашим гостям — возможность пофантазировать на тему будущего.
Живиле Жу Монтвилайте: Мы устроим шоу на воде и предложим нашему сообществу поучаствовать. Для этого мы задействуем десяток лодок со светодиодными подсветками. В том числе эти лодки станут средством передвижения от одной зоны к другой.
Марго Трушина: По сценарию, в полночь заработает наш межгалактический портал, после чего произойдет смена световых декораций, и мы откроем вход в особняк, где тоже будет происходить много всего интересного: выступления музыкантов Rebolledo (Pachanga Boys), Amirali, Sоk, Daniel Dreier и многих других.
Живиле Жу Монтвилайте: В особняке два зала: один из них фантазия на тему живого сада в интерьере, а второй напоминает клубный зал, который на самом деле бальная комната с гигантскими зеркалами и оригинальной лепниной.
Марго Трушина: Плюс мы задействуем множество российских и зарубежных художников, которые делают инсталляции, размещенные на обширной территории фестиваля.
История мероприятия началась с wedding-party Марго Трушиной и Салавата Тимирясова. Расскажите, как пришла идея превратить это приватное событие в ежегодное шоу?
Марго Трушина: Это очень органично само получилось, мы не то что принимали большое решение превратиться в фестиваль. В 2007 году была костюмированная свадьба, а в 2010-м мы решили отпраздновать годовщину в Ботаническом саду в кругу друзей и предложили всем опять нарядиться. Был настоящий ажиотаж. И тут мы поняли, что гораздо больше людей хотят принять участие в нашем костюмированном бале. Раз люди настолько этого хотят, почему бы не сделать им такой праздник?!
Живиле Жу Монтвилайте: При этом Midsummer Night”s Dream продолжает быть праздником любви, он весь пропитан легендами и историями. Здесь делали предложения, отказывали, играли свадьбы, чего тут только не было. Это настоящий межгалактический праздник любви.
Как вы думаете, почему в Москве такая тоска по карнавальности?
Живиле Жу Монтвилайте: В этом городе по-прежнему нет больших городских карнавалов, лав-парадов, хотя уже, слава богу, много чего прекрасного появилось.
Марго Трушина: В Лондоне каждую пятницу, субботу и воскресенье можно сходить минимум на четыре костюмированных мероприятия, каждую неделю. В Москве же это, наверное, единственное мероприятие. Мы внимательно следим за созданием образов и костюмов наших гостей. У нас каждый человек является создателем своего образа, своей маленькой арт-инсталляции, каждый делает свой собственный перформанс, свой дизайн. Гости придумывают себе костюмы, приклеивают лампочки, провода и т.д. Все четыре тысячи человек — это прежде всего четыре тысячи художников, перформеров, и именно они и делают наш фестиваль уникальным и творческим. Когда нам люди пишут в комментариях: «Я не люблю наряжаться, можно я без костюма приду?», — им отвечают: «А зачем вам туда тогда идти?». Сюда идут те люди, у которых есть жажда творческого самовыражения.
Какой был самый удачный год или самый любимый и почему?
Марго Трушина: Они все очень разные, это все персонально. Я очень люблю 2011 год, потому что он связан с какими-то личными историями. В общем каждый год нам памятен и очень дорог.
Живиле Жу Монтвилайте: 2011 год, на мой взгляд, был взрывным. Это были только друзья. И это было не так дорого, как сейчас, самое начало. Комфортным был 2012 год с Orbital, а самым тяжелым для нас был прошлый. Мы работали в жестких погодных условиях. Многие считают, что прошлый год был самым эмоционально насыщенным. Он очень сплотил и объединил людей.
Сколько людей будет в этом году на Midsummer Night?
Живиле Жу Монтвилайте: Мы ожидаем до 3000 человек. Естественно, многие наши ленивые дриммеры собираются зарегистрироваться на фестиваль в самый последний день, когда мы можем физически не успеть обработать определенное количество заявок. Поэтому всех участников MSND просим не откладывать все на последний день.
Повлиял ли кризис на бюджет и на объем мероприятия?
Живиле Жу Монтвилайте: Безусловно, бюджет сократился. Но нас продолжают поддерживать наши старейшие друзья и партнеры. К ним примкнул новый партнер — автомобильный бренд KIA, который представит в рамках фестиваля арт-кары, оформленные в концептуальной стилистике: украшенные светом, флуоресцентными объектами, светоотражающими цветами автомобили будут передвигаться по площадке как движущиеся декорации и станут частью основного перформанса MSND.
Правильно я понимаю, что вообще нет вариантов пройти без костюма? И кто определяет уровень качества костюма?
Марго Трушина: Да, абсолютно. Также мы не принимаем никакую имитацию.
Живиле Жу Монтвилайте: Да, прийти в ушах и в джинсах нельзя. Но довести свой образ до совершенства вполне возможно, если при этом включить свою фантазию, прийти на фестиваль вовремя и успеть сделать в бьюти-зоне специальный грим и прически.
Марго Трушина: Хочется отдельно сказать про фейсконтроль. У нас специально обученные люди, закаленные всеми MSND, которые стоят на входе и приветствуют гостей. Это касается также селибрити гостей. Если к нам приедет какая-то знаменитость, но без костюма — мы так же ее не пустим. У нас традиционно есть парад-алле — проход с волынкой, это шествие всех гостей: люди показывают себя и свои образы, мы идем большой толпой нарядных и красивых людей.
Какой персонаж самый популярный из костюмов? Эльфы и феи?
Марго Трушина: В прошлом году было много Малифисент, потому что вышел фильм, и поскольку была огненная тематика — ночь Ивана Купалы, — было много людей в цветочных костюмах.
Главный вопрос: в чем идти в этом году в итоге?
Марго Трушина: Мы надеемся, что люди будут черпать вдохновение из футуристических фильмов: «Аэлита», «Тайны третьей планеты», «Bladerunner», «Liquid Sky» и множества других фильмов. Это огромное пространство для самовыражения, и я уверена, у нас будет представлен весь спектр всевозможных героев и образов. Даже есть специальная страница на FB (MSND Style), которую ведет эксперт моды Андрей Аболенкин, где регулярно публикуется информация о тех людях и компаниях, которые помогают продвигать культуру костюмированных балов в России.
Живиле Жу Монтвилайте: Отдельно приветствуются групповые выходы.