18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Пейзажи великих битв

Фотограф Михаил Розанов еще в 1990-е годы был загипнотизирован петербургским гуру Тимуром Новиковым и с тех пор так и остается преданным поклонником культа Красоты в его неоакадемическом изводе. От Новикова Розанов унаследовал редкое умение миксовать авангард и тоталитаризм — прямо как в каком-нибудь духоподъемном рейве, — совершенно естественно соединяя ракурс Родченко и имперское величие. Причем хладный идеал у него получается не только из величественных декораций ВДНХ, пейзажей Арктики или муссолиниевской архитектуры — даже московские небоскребы на его снимках выглядят как пришельцы с Марса.

Новый проект Розанова выбивается из ряда его предыдущих серий — хотя бы потому, что архитектуры в нем вовсе не будет. Можно сказать, что это первый проект художника, максимально далекий от фиксации на Прекрасном. Хотя тема сама по себе — Мужество — чрезвычайно возвышенная.

Мужество — это серия пейзажей, снятых в местах самых жестоких боев Великой Отечественной войны. Розанов объездил половину бывшего СССР, чтобы увидеть тихие теперь уже поля битв с выжженной землей и до сих пор не зарытыми окопами. «По-настоящему страшно», — напишет он у себя в блоге. Но и страшно красиво. Эпично. Кажется, что величественные панорамы разворачиваются до бесконечности. Здесь слепящее курское солнце, грозовое небо над Смоленском, бескрайний горизонт Бобруйска, волгоградские облака, как на картинах Эль Греко, ростовские степи и лиманы, крымские весенние сопки и тульские березы, снятые с головокружительной перспективы, как в фильме Михаила Калатозова Летят журавли. В сущности, совершенно не важно, что не совпадают даты съемок и реальных боев. Здесь, возможно впервые, Розанову удалось выйти за пределы собственной манеры, а красота и величие существуют вне каких-либо концепций. Абсолютное безвременье — словом, чистый космос.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+