Фотограф Михаил Розанов еще в 1990-е годы был загипнотизирован петербургским гуру Тимуром Новиковым и с тех пор так и остается преданным поклонником культа Красоты в его неоакадемическом изводе. От Новикова Розанов унаследовал редкое умение миксовать авангард и тоталитаризм — прямо как в каком-нибудь духоподъемном рейве, — совершенно естественно соединяя ракурс Родченко и имперское величие. Причем хладный идеал у него получается не только из величественных декораций ВДНХ, пейзажей Арктики или муссолиниевской архитектуры — даже московские небоскребы на его снимках выглядят как пришельцы с Марса.
Новый проект Розанова выбивается из ряда его предыдущих серий — хотя бы потому, что архитектуры в нем вовсе не будет. Можно сказать, что это первый проект художника, максимально далекий от фиксации на Прекрасном. Хотя тема сама по себе — Мужество — чрезвычайно возвышенная.
Мужество — это серия пейзажей, снятых в местах самых жестоких боев Великой Отечественной войны. Розанов объездил половину бывшего СССР, чтобы увидеть тихие теперь уже поля битв с выжженной землей и до сих пор не зарытыми окопами. «По-настоящему страшно», — напишет он у себя в блоге. Но и страшно красиво. Эпично. Кажется, что величественные панорамы разворачиваются до бесконечности. Здесь слепящее курское солнце, грозовое небо над Смоленском, бескрайний горизонт Бобруйска, волгоградские облака, как на картинах Эль Греко, ростовские степи и лиманы, крымские весенние сопки и тульские березы, снятые с головокружительной перспективы, как в фильме Михаила Калатозова Летят журавли. В сущности, совершенно не важно, что не совпадают даты съемок и реальных боев. Здесь, возможно впервые, Розанову удалось выйти за пределы собственной манеры, а красота и величие существуют вне каких-либо концепций. Абсолютное безвременье — словом, чистый космос.