В славном городе Одессе, где есть магазин «Усик», кошка Расслабоня и женщина «Держава» (в которую, говорят, безуспешно был влюблен Бродский) открылась III Одесская биеннале современного искусства, проекты которой можно было обнаружить в музеях, частных галереях и даже в винном баре.
Одесский художник и литератор Виктор Солодчук иронично окрестил ее в нашей беседе «третья одесская венецианская». Повод для иронии у художников есть, поскольку процессы институционализации современного искусства в Одессе только зарождаются, и деньги на проекты им приходится добывать самим. О чем честно признались организаторы на пресс-конференции. Кто-то из художников «зализывал старые раны» — выпек хлеб на сковородке, форма которой представляла собой советский герб (Сергей Зарва Любая кухарка может заниматься искусством), и засовывал вырезанные из журналов образы пионеров в мусорные пакетики (Ирина Волгарева). Мирослав Кульчицкий (один из кураторов биеннале) в своем проекте No Third Way поднимает проблемы сохранения исторического наследия, городской среды и существования человека в городе (инсталляция из мусора и фото городской среды с красноречивыми напечатанными крупным шрифтом подписями: «Довели», «Забросили», «Поумирали»). Не обошлось и без политики: вопрос самоуправления решает Марина Напрушкина в своей графической серии.
Видимо, природная расслабленность одесситов повлияла на то, что трэшевых проектов мы на выставках не обнаружили, хотя, признаюсь, все посетить не удалось. И сильно ироничных тоже. А модным в Москве левым дискурсом тут и не пахнет.
Винную тему, само собой, одесситы не обошли и в проектах. Дмитрий Орешников разработал дизайн винных этикеток, в которых фигурируют лица советских литераторов и вождей. Профиль Феликса Эдмундовича, например, окружен белыми черепами: Дзержинский отвечает за белую текилу — и белые черепа. Один из проектов так и называется — Виеннале (кураторы Дмитрий Дюльфан и С. Поляков), и проходил он в галерее «Окно», что располагается в небольшом винном заведении «Дулов». Поскольку главным тут было вино, художникам осталось заполнить помещение работами, косвенно связанными с алкогольной темой. Тут тебе и поэт Шевченко, тянущий к тебе руки с ужасным взглядом (работа Подлипского) — то ли призрак белой горячки, то ли закодировать хочет! — и натюрморт со стаканом с красными, будто кровавыми, капельками (Юрий Жванецкий), и Инь-Ян, небрежно сделанное из носков (Андрей Казанджий). Кто после вина собирается достичь гармонии без носков, пусть бросит в меня камень! Впрочем, что мы все о вине? Галерея «Окно» — приятная неформатная тусовочная площадка, где можно не делить искусство и городскую среду (музыканты выступали на улице) и богемно повыпендриваться, придя на вернисаж в алкогольное заведение в черном плаще с оранжевой авоськой, в которой — о да! — светила солнцем бутылка с подсолнечным маслом.
На расширение контакта с городской средой нацелен и проект Артрейдеры, инициированный художником Игорем Гусевым три года назад. В рамках биеннале в галерее «Желтый пеликан» можно обнаружить фото- и видеоотчет трехгодичной деятельности. Артрейдеры — это сознательно некоммерческий (для одессита это все равно что наступить на горло!) проект группы художников, площадкой для реализации которого был выбран местный блошиный рынок. Каждый художник мог выступить в качестве куратора, задав тему очередной акции, с условием, что объекты и инсталляции будут сделаны из вещей и предметов с рынка. Работы нужно было располагать на территории самого рынка, на темном полиэтилене на асфальте. Контакт с социумом получился, и шансы на вторую жизнь у старых вещей увеличились. В пандан к документации рейдеров в «Пеликане» можно было бесплатно посмотреть и отчеты о харьковской группировке SOSка, деятельность которой разворачивалась в основном в помещениях. А тех, кого вдруг утомит кропотливое изучение отчетов, пламень любви к искусству (и к людям) легко зажжет Starфакел Сергея Лиховида — скульптура, сделанная из зажигалок, которые присылались художнику в течение нескольких лет из разных уголков Украины, России и Польши. Так что искусство, не сомневайтесь, взрывоопасно!