18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Аниш Капур в Версале. Ему есть что предъявить французским королям

№35
Материал из газеты

Музей продолжает свою летнюю программу показа современных художников

В последние годы летние выставки современных художников в Версале проходили с сучками, но совсем без задоринки. Джузеппе Пеноне, представитель итальянского arte povera, разбросал здесь свои бревна да пеньки так, будто их место там уже не первый век. Корейский художник Ли Уфан — фактически тот же «бедняк», только с Востока, — выступил также примирительно, но в камне, вторя упорядоченной грациозности паркового ландшафта. Приглашенный же в этом году в Версаль Аниш Капур, 61-летний британский художник индийского происхождения, не настроен на диалог. Версаль для него — дворец королей, политиков, и ему есть что им предъявить.

В безмятежную перспективу гладко причесанных садов врезается десятиметровая стальная махина — не то труба, не то ухо, не то женская промежность. Аккуратно подстриженный газон Ленотра вывернут наизнанку и раздавлен гигантскими валунами. Так выглядит скульптура Грязный угол (2011—2015) — центральная работа выставки, наделавшая больше всего шума. По мысли Капура, за упорядоченной геометрией и рациональностью Версаля скрывается естественный хаос природы и низменность придворных нравов. В одном из интервью художник и вовсе интерпретировал Грязный угол как «вагину королевы, которая захватывает власть». Потом, правда, одумался, но было поздно. Политики, особенно правого толка, разразились филиппиками, обличающими и непристойность искусства Капура, и его стоимость. Но с министерства взятки гладки: главными финансовыми донорами выступили лондонская галерея Lisson и парижская Kamel Mennour. К работе их привлек сам художник, потому что, по его собственным словам, французские власти заманивают красивыми проектами, но не готовы вкладывать в них деньги. Так было с выставкой Monumenta в 2011 году, так случилось и с Версалем. О порочности власти как таковой, об этой воронке, которая поглощает все без остатка, говорит и гигантских размеров бассейн Нисхождение (2015).

Аниш Капур стал первым художником, которого пустили в Зал для игры в мяч. Именно здесь в 1791 году Людовик XVI подписал первую Конституцию, положив таким образом начало французской демократии. В этих символичных декорациях знаменитая инсталляция художника Стрельба в угол (2008—2009), установленная аккурат напротив картины Давида, обрастает новыми смыслами. Стреляющая в стену снарядами из красного воска пушка — это и символ необъявленной войны, и отношения мощного государства-машины и человека, загнанного в угол, и насилие как движущая сила власти. Борцы за чистоту искусства в Версале углядели в ней и шматки менструальной крови. Как же без этого? К первому дню работы выставки петицию о немедленном изъятии из Версаля Грязного угла и Стрельбы в угол подписали около 10 тыс. человек.

В остальном же выставка Аниша Капура в Версале — образцовый аттракцион современного искусства на пленэре с гигантскими зеркалами (C—Cuvre, 2007; Sky Mirror, 2013), в которых отражаются фасады дворца, небо и сотни мобильных телефонов. И по количеству селфи она точно обгонит все петиции. 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
6
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
7
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Предыдущая ретроспектива творчества передвижников — всех вместе, а не по одному — проходила больше полувека назад и была как раз передвижной: она путешествовала по нескольким городам СССР. На этот раз, похоже, дело ограничится Москвой
05.11.2024
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+