В последние годы летние выставки современных художников в Версале проходили с сучками, но совсем без задоринки. Джузеппе Пеноне, представитель итальянского arte povera, разбросал здесь свои бревна да пеньки так, будто их место там уже не первый век. Корейский художник Ли Уфан — фактически тот же «бедняк», только с Востока, — выступил также примирительно, но в камне, вторя упорядоченной грациозности паркового ландшафта. Приглашенный же в этом году в Версаль Аниш Капур, 61-летний британский художник индийского происхождения, не настроен на диалог. Версаль для него — дворец королей, политиков, и ему есть что им предъявить.
В безмятежную перспективу гладко причесанных садов врезается десятиметровая стальная махина — не то труба, не то ухо, не то женская промежность. Аккуратно подстриженный газон Ленотра вывернут наизнанку и раздавлен гигантскими валунами. Так выглядит скульптура Грязный угол (2011—2015) — центральная работа выставки, наделавшая больше всего шума. По мысли Капура, за упорядоченной геометрией и рациональностью Версаля скрывается естественный хаос природы и низменность придворных нравов. В одном из интервью художник и вовсе интерпретировал Грязный угол как «вагину королевы, которая захватывает власть». Потом, правда, одумался, но было поздно. Политики, особенно правого толка, разразились филиппиками, обличающими и непристойность искусства Капура, и его стоимость. Но с министерства взятки гладки: главными финансовыми донорами выступили лондонская галерея Lisson и парижская Kamel Mennour. К работе их привлек сам художник, потому что, по его собственным словам, французские власти заманивают красивыми проектами, но не готовы вкладывать в них деньги. Так было с выставкой Monumenta в 2011 году, так случилось и с Версалем. О порочности власти как таковой, об этой воронке, которая поглощает все без остатка, говорит и гигантских размеров бассейн Нисхождение (2015).
Аниш Капур стал первым художником, которого пустили в Зал для игры в мяч. Именно здесь в 1791 году Людовик XVI подписал первую Конституцию, положив таким образом начало французской демократии. В этих символичных декорациях знаменитая инсталляция художника Стрельба в угол (2008—2009), установленная аккурат напротив картины Давида, обрастает новыми смыслами. Стреляющая в стену снарядами из красного воска пушка — это и символ необъявленной войны, и отношения мощного государства-машины и человека, загнанного в угол, и насилие как движущая сила власти. Борцы за чистоту искусства в Версале углядели в ней и шматки менструальной крови. Как же без этого? К первому дню работы выставки петицию о немедленном изъятии из Версаля Грязного угла и Стрельбы в угол подписали около 10 тыс. человек.
В остальном же выставка Аниша Капура в Версале — образцовый аттракцион современного искусства на пленэре с гигантскими зеркалами (C—Cuvre, 2007; Sky Mirror, 2013), в которых отражаются фасады дворца, небо и сотни мобильных телефонов. И по количеству селфи она точно обгонит все петиции.