18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Манипулятор смыслами

Патриарх американского концептуализма Джон Балдессари приезжает в Москву показать себя и поговорить с Ильей Кабаковым.

Загадочное уравнение 1+1=1 в названии выставки в Центре современной культуры «Гараж» (кураторы Кейт Фаул и Ханс Ульрих Обрист), отсылает нас к основной теме Джона Балдессари, сделавшей его знаменитым, — сталкиванию в одной работе двух разных визуальных образов, часто и с использованием текста. С середины 1960-х он начал воспроизводить фотографии, фрагменты из голливудских фильмов и рекламных роликов, снабжая их подписями, не имеющими никакого отношения к изображению. Таким образом Балдессари как бы предлагал зрителю убедиться в том, насколько радикально меняется смысл картинки от сопровождающего его текста. Дальше, в 1980-е, он стал еще и заклеивать лица и части тел своих героев цветными кружочками — какая, действительно, разница, кто там изображен?. Впрочем, даже ценность собственного творчества он поставил под сомнение: собрал и сжег свои картины, созданные с 1953 по 1966 годы, из пепла испек печенье и сложил в урну, снабдив ее бронзовой табличкой с «датами жизни и смерти» и рецептом печенья (The Cremation Project, 1970).

В те же 1980-е Балдессари занялся комбинированием в рамках одной работы произведений разных художников: брал фрагмент картины и дублировал его в сопоставлении с другим изображением. Так, с легкой руки Бальдессари сошлись Фернан Леже и Макс Эрнст, Анри Матисс и Энди Уорхол. Сами того не ведая, новую жизнь обрели также Шарден, Де Кирико, Курбе, Жак-Луи Давид, Гоген, Малевич, Мане, Дюшан. Иногда коварный экспериментатор оставляет на откуп нашей эрудиции имя второго из цитируемых художников.

На выставке в Москве будут работы последних двух лет из четырех взаимосвязанных циклов «двойных» серий Балдессари, впервые представленые вместе. Так что теперь каждый при желании сможет не только убедиться в том, что Балдессари «больше не делает скучное искусство» (так называлась одна из его самых известных работ 1971 года), но и оценить результат. «Конечно, может получится чудовище Франкенштейна, но иногда возникает третий смысл. Этот процесс меня захватывает», — говорит художник. Помимо выставки, «Гараж» приготовил еще и встречу двух мэтров концептуализма: 18 сентября в Центральном доме художника состоится публичная беседа Джона Балдессари и Ильи Кабакова. А еще обещают новое произведение Балдессари, созданное специально к выставке, которое предстанет на рекламном щите в Центральном парке культуры и отдыха им. Горького.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+