18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Манипулятор смыслами

Патриарх американского концептуализма Джон Балдессари приезжает в Москву показать себя и поговорить с Ильей Кабаковым.

Загадочное уравнение 1+1=1 в названии выставки в Центре современной культуры «Гараж» (кураторы Кейт Фаул и Ханс Ульрих Обрист), отсылает нас к основной теме Джона Балдессари, сделавшей его знаменитым, — сталкиванию в одной работе двух разных визуальных образов, часто и с использованием текста. С середины 1960-х он начал воспроизводить фотографии, фрагменты из голливудских фильмов и рекламных роликов, снабжая их подписями, не имеющими никакого отношения к изображению. Таким образом Балдессари как бы предлагал зрителю убедиться в том, насколько радикально меняется смысл картинки от сопровождающего его текста. Дальше, в 1980-е, он стал еще и заклеивать лица и части тел своих героев цветными кружочками — какая, действительно, разница, кто там изображен?. Впрочем, даже ценность собственного творчества он поставил под сомнение: собрал и сжег свои картины, созданные с 1953 по 1966 годы, из пепла испек печенье и сложил в урну, снабдив ее бронзовой табличкой с «датами жизни и смерти» и рецептом печенья (The Cremation Project, 1970).

В те же 1980-е Балдессари занялся комбинированием в рамках одной работы произведений разных художников: брал фрагмент картины и дублировал его в сопоставлении с другим изображением. Так, с легкой руки Бальдессари сошлись Фернан Леже и Макс Эрнст, Анри Матисс и Энди Уорхол. Сами того не ведая, новую жизнь обрели также Шарден, Де Кирико, Курбе, Жак-Луи Давид, Гоген, Малевич, Мане, Дюшан. Иногда коварный экспериментатор оставляет на откуп нашей эрудиции имя второго из цитируемых художников.

На выставке в Москве будут работы последних двух лет из четырех взаимосвязанных циклов «двойных» серий Балдессари, впервые представленые вместе. Так что теперь каждый при желании сможет не только убедиться в том, что Балдессари «больше не делает скучное искусство» (так называлась одна из его самых известных работ 1971 года), но и оценить результат. «Конечно, может получится чудовище Франкенштейна, но иногда возникает третий смысл. Этот процесс меня захватывает», — говорит художник. Помимо выставки, «Гараж» приготовил еще и встречу двух мэтров концептуализма: 18 сентября в Центральном доме художника состоится публичная беседа Джона Балдессари и Ильи Кабакова. А еще обещают новое произведение Балдессари, созданное специально к выставке, которое предстанет на рекламном щите в Центральном парке культуры и отдыха им. Горького.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+