Лена Йонсон, как обозначено в аннотации, возглавляет программу исследований России в стокгольмском Институте международных отношений; в 2005–2009 годах она жила в Москве, работала в посольстве Швеции, старалась следить за художественным процессом.
Широкий охват материала нужно отнести к несомненным достоинствам книги Art and Protest in Putin’s Russia (Искусство и протест в путинской России), в названии которой целиком отражено ее содержание: она не столько об искусстве, сколько о политике. В начале, в первых главах дан энергичный и верный очерк двух десятилетий современного искусства в России, расставлены основные вехи и названы главные имена. Автор стремится охватить все годы путинского правления, объясняя (конечно же, для западной аудитории) случившееся за это время в российской политике и искусстве. В описании событий выдержана нейтральная интонация, в подробном и спокойном пересказе как раз и проявляется «взгляд со стороны», особо ценимый в записках иностранцев о России. Автор разделяет искусство этого периода на три сменяющие одна другую категории, которые называет искусством «другого взгляда», «несогласия» и «столкновения». При нынешней скорости и плотности происходящего книга может быть полезна отечественному читателю как «ремайндер»: кто еще вспоминает сейчас обладателей «Инновации» 2011 года группу «Война»?
Конечно, есть в изложении российского contemporary Леной Йонсон редуцирование художественных смыслов до сиюминутных, политических. Искусство для нее — часть социальной структуры общества, высвечивающая его проблемы. Однако для отечественного массового зрителя современное российское искусство если и существует, то идет в телепрограммах вместе или вслед за криминальными новостями, так же как для узкого круга заказчиков и покупателей в начале 2000-х оно было признаком состоятельности и «продвинутости». Не удивительно, что творцы его применяют к себе старый термин «авангард», связанный с началом XX века. Финал в последней главе, названной Искусство и протест после Болотной, остается открытым.
Lena Jonson. Art and Protest in Putin’s Russia. Routledge Contemporary Russia and Eastern Europe Series. Routledge, 2015. 266 с.