После ретроспектив в Художественном музее округа Лос-Анджелес (LACMA), Тейт Модерн в Лондоне и Метрополитен-музее в Нью-Йорке в 2010–2011 годах в Москве представляют классика мирового концептуализма Джона Балдессари. Его выставка открывается 21 сентября в Центре современной культуры Гараж.
В программе вашего визита в Москву — публичный диспут с Ильей Кабаковым. Вы с ним знакомы, у вас были совместные выставки. А знаете ли вы кого-то еще из московских концептуалистов? Видите ли вы разницу между московским концептуализмом и его международной версией?
Я знаю только Илью Кабакова и Виталия Комара и Александра Меламида. В их работах есть некая игривость, которая есть и у меня. Концептуализм довольно неясный термин, который, кажется, не очень много значит. В любом случае мы, скорее, в одном лагере.
Почему вы стали художником?
Это то, что я делаю лучше всего. Я долгое время хотел быть социальным работником и помогать людям, но потом я понял, что у меня гораздо лучше получится быть художником, и нравилось мне это гораздо больше.
Что вы считаете своим самым большим успехом?
Возможность продолжать заниматься искусством. Я думаю, мне очень повезло, что я могу продолжать это делать. Мне постоянно хочется совершенствоваться, и я становлюсь лучше с каждым разом.
Как вы пришли к теме взаимодействия искусства и текста?
Я всегда много читал и интересовался текстом и словом. И в какой-то момент понял, что текст должен быть так же важен в искусстве, как изображение. Слово и изображение кажутся мне одинаково важными.
Это ваша первая выставка в России. Как вы представляете себе Россию? Какие она вызывает у вас ассоциации?
У вас довольно много очень хороших музыкантов и писателей, которые сильно повлияли на культуру, но у меня пока почти нет никакого впечатления.
Роман Абрамович, патрон «Гаража», где проходит ваша выставка, — сильно мифологизированная фигура. Что вы о нем знаете?
Все, что я о нем знаю, — это то, что он очень богатый. Я никогда его не видел, но я встречался с Дашей Жуковой. Она довольно умная и приятная в общении.
Ваша выставка называется «1 + 1 = 1». Откуда такая арифметика?
В работах для этой выставки я соединяю одного художника с другим или художника с кадром из фильма. Один объект у меня соединяется с другим, и получается еще один объект. Для меня один плюс один равно не два, а один.
Специально созданная вами работа показывается на щитах в Парке им. Горького. Как вы относитесь к такому вынесению искусства за рамки галерейного пространства?
У меня нет никаких возражений.
А вы делали раньше рекламу? Какая у вас любимая реклама?
Я никогда не делал рекламу, и у меня нет любимой рекламы.
Как вы выбираете изображения для ваших серий?
Я бы должен был написать про это книгу, это слишком сложно. Если коротко, то это изображения, которые мне нравятся.
Вы повлияли на множество художников. А кто повлиял на вас?
Мантенья, Гойя, Мане, Матисс и самый современный из них Сол Ле Витт.
Вы работали с крупнейшими галеристами. Как вы оцениваете роль галеристов в вашей карьере?
Галереи продают работы художников и делают их известными.
Самая дорогая из ваших работ стоила больше $4 млн. А сколько стоила ваша первая проданная работа?
$50. Это была картина. Я не помню, кому я ее продал.
Может ли концептуализм быть популярным искусством у обычной публики?
Нет, не думаю. Популярно то, что продается; я не думаю, что художники-концептуалисты дорого стоят.