18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Николай Полисский: «Мне нравится, когда художники меняют что-то в жизни — не просто для себя делают»

Ежегодный международный фестиваль ландшафтных объектов «Архстояние» в Калужской области, в этом году проходящий с 31 июля по 2 августа, празднует свой десятилетний юбилей. На этот раз он посвящен месту, где проживает большинство помощников идейного вдохновителя «Архстояния», скульптора и художника Николая Полисского — соседней деревне Звизжи. Именно там расположатся основные объекты фестиваля: «Бельведер Звизжский» — преобразованная архитектором и дизайнером Алексеем Козырем остановка общественного транспорта при въезде в деревню, созданный архитектором Сергеем Чобаном «Музей сельского труда» — земляная колонна, возвышающаяся среди картофельного поля, «ДК Звизжи» — переделанный вдохновленными деревянными птицами счастья с хвостами-веерами архитекторами бюро Archpoint вход в местный дом культуры — и, наконец, реконструированный самим Николаем Полисским бывший сельский магазин — «Сельпо», на который в прямом смысле слова крепится инсталляция Олега Макарова «Полихорд» («Гусли-самогуды»).

Это «Архстояние» будет первым после того, как предприниматель Максим Ноготков, в 2010 году выкупивший более 600 га земли вокруг Никола-Ленивца, где традиционно проходил фестиваль, и создавший управляющую компанию «Архполис», занимавшуюся развитием инфраструктуры фестиваля, потерял половину активов и приостановил здесь свою деятельность. По словам Николая Полисского, критических проблем с финансированием у фестиваля нет: средства поступают непосредственно от посетителей «Архстояния», а также от мелких спонсоров.

«Я вам точно скажу, что деньги в этом месте не играют никакой роли. Все деньги, которые притаскивал сюда Ноготков, совершенно бездарнейшим образом тратились. Может быть, 1% приходился на какую-то правильную деятельность. Все, что они здесь творили, было как-то буржуазно отвратительно и не связано ни с какой жизнью и правдой. Когда они наконец свалили отсюда — не до конца, правда, но все-таки, — сразу стало ясно, как без них хорошо», — так прокомментировал ситуацию Полисский. Он также добавил, что в настоящее время его деятельности на территориях, до сих пор принадлежащих Ноготкову, никто не препятствует, однако, как будет развиваться ситуация, пока не ясно.

Николай Полисский рассказал и о создании его собственного проекта на грядущем «Архстоянии» — тотальной скульптуры из деревянных блоков «Сельпо»: «Я давно думал об этой руине, которая стоит уже 25 лет, через два года она бы просто погибла. Это бывший магазин, сельпо, в который я еще сам заходил и покупал какие-то продукты. В общем, для жителей деревни многое с ним связано: кто-то родился уже после его руинирования, кто-то туда ходил за водкой-селедкой. Это главное место в деревне при въезде, на площади — пафосное место, как в любом населенном пункте. Мне было все время обидно, что там стоит такая жуткая руина, которая распространяет тень какой-то гнусной разрушенной жизни. В этом году я решил что-то все-таки делать — без денег, без материалов, без ничего. Началось все с того, что я стал собирать наши отходы производства, хотя потом все равно пришлось, конечно, потратиться. Деньги собирали буквально с миру по нитке, потому что нужно было заново покрыть крышу, укрепить стены — требовались капитальные вложения. Я обратился к людям из деревни и тем, кто приезжает к нам на фестиваль, с просьбой помочь одним ударом изменить облик этого места. Наше сооружение превращает его в какой-то такой храм, в нашем случае посвященный культуре, искусству — мы не привязываемся ни к какой религии. Эта руина превратилась в скульптуру, которая не несет никаких функций, кроме культурной. Надеюсь, в дальнейшем произойдет развитие, может, кто-то ее отреставрирует, сделает что-то нужное и полезное людям — мы стараемся обратить на нее внимание. Мне нравится, когда художники меняют что-то в жизни — не просто для себя делают».

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+