Консерваторы Франции были возмущены, когда британский художник Аниш Капур назвал одну из своих гигантских инсталляций, в данный момент выставленных в Версале, «сидящей и наблюдающей вульвообразной формой». В другом интервью он сказал, что это произведение под названием Грязный угол (2011) — массивная стальная воронка цвета ржавчины, окруженная хаотически набросанными валунами и разрытой землей, — подобно «большой королеве, это большая королева, которая демонстрирует себя». Французская пресса быстро окрестила произведение «вагиной королевы», а некоторые комментаторы даже задавались вопросом о том, не является ли оно «вагиной Марии-Антуанетты».
Реакция была мгновенной. Версальская Familles Avenir, организация, существование которой началось с кампании против однополых браков, потребовала убрать скульптуру и призвала возбудить дело о вандализации национального наследия. Позднее неизвестный вандал облил объект желтой краской.
Капур спешно открестился от своих первых описаний произведения и заявил, что его слова неправильно процитировали. Кроме того, он назвал критиков «людьми крайне правых взглядов» и сравнил порчу инсталляции с актом политического терроризма.
С такой оценкой события согласен и Альфред Пакман, бывший директор Центра Помпиду и куратор Капура. «Одно дело — высказывать критику: всякий имеет право на выражение своего мнения», — сказал он, добавив, что при этом «нападение на произведение искусства — это террористический акт».
Напомним, что в 2014 году в Париже была порезана надувная скульптура Пола Маккарти Дерево в форме гигантской секс-игрушки, а в 2011-м в Авиньоне повреждения нанесли одной из версий Погружения (Христос в моче) (1987) Андреса Серрано. Свидетельствует ли все это о том, что во Франции, некогда служившей прибежищем авангарда, сегодня происходит подъем реакционной враждебности по отношению к современному искусству? Пакман так не считает. «Приглашать таких великих художников, как Аниш Капур, — вот поистине французское отношение к современному искусству, — сказал он. — А в актах вандализма я не вижу ничего похожего на французский подход».
По мнению арт-критика и ученого Филиппа Дажана, эта история больше говорит о Капуре, чем о Франции. В своей разгромной статье, опубликованной в Le Monde, далеко не правой газете, он обвинил художника в использовании сексуальной темы и скандала для рекламы своего произведения.