В Национальной галерее Виктории в Мельбурне, в Австралии, 30 июля 2015 года открылась выставка «Шедевры из собрания Эрмитажа. Наследие Екатерины Великой». В экспозиции, посвященной 250-летию Эрмитажа, представлено около 400 экспонатов, среди которых особый интерес вызывают живописные произведения. Об одном из них рассказывает хранитель британской живописи отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа Елизавета Ренне.
Картина сэра Джошуа Рейнолдса «Амур, развязывающий пояс Венеры» была приобретена у автора лордом Кэрисфортом для князя Г.А.Потемкина в 1788 году. Она находилась в его комнатах в Зимнем дворце на момент смерти в 1791 году, а в 1792-м Екатерина II приобрела ее у наследников князя. С 1797 по 1837 год находилась в Туалетной комнате императрицы Марии Федоровны в Зимнем дворце.
Эрмитажное полотно является авторским повторением известной картины Рейнолдса, написанной им в 1784 году для лорда Кэрисфорта и тогда же экспонировавшейся в Королевской академии художеств под названием «Нимфа и Купидон». После возвращения из России в 1787 году лорд Кэрисфорт заказал повторение для князя Г.А.Потемкина и оплатил его в 1788 году (105 гиней).
Смысловым и композиционным центром произведения является голубой пояс, пояс Венеры, описанный Гомером: «...Все обаяния в нем заключались; В нем и любовь и желания, шепот любви, изъяснения, Льстивые речи, не раз уловлявшие ум и разумных». Существенным отличием эрмитажного варианта от оригинала является отсутствие змеи, притаившейся у локтя Венеры.
Нет достоверных сведений о том, кто послужил моделью для Венеры. Уолпол считал, что Рейнолдсу позировала некая «мисс Уилсон», но ее имя не встречается в записной книжке художника за 1784 год. В 1906 году в каталоге выставки миниатюр и эстампов в Париже в примечании к гравюре Дж.Смита с картины Рейнолдса «Змея в траве» указывается, что «картина представляет, как говорят, леди Гамильтон», находя в чертах Венеры сходство с известной красавицей Эммой Харт.
Несмотря на откровенно чувственный образ Венеры или нимфы, ее поза отчасти заимствована из более раннего по времени рисунка пером, запечатлевшего с натуры молоденькую девушку, возможно, одну из племянниц художника, откинувшуюся в слишком глубоком для нее кресле и кокетливо-смущенно прикрывающую лицо правой рукой.