18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В хрупком фарфоровом дворце

«Мир искусства. Японизм» Анны Завьяловой открыл «Художественные стили, направления, объединения», новую серию издательства «БуксМАрт»

Влияние японцев на европейских художников рубежа XIX–XX веков давным-давно стало общим местом. Едва ли какая-нибудь монография о творчестве Клода Моне или Винсента Ван Гога способна обойтись без упоминания Хиросигэ или Хокусая. А вот для русского искусства влияние восточной культуры — тема все еще не слишком размятая. Тем важнее инициатива молодого, но интересного издательства, опубликовавшего труды известного исследователя отечественного модернизма.

Этот аккуратный альбом небольшого объема вмещает искусствоведческое исследование, посвященное тому, как пять художников «Мира искусства» преломляли опыт знаменитых японских граверов. Разумеется, по-разному, однако иллюстрации, поданные смысловыми и визуальными рифмами на одном развороте (примерно так же, как при издании поэтических билингв), делают эти пересечения максимально наглядными.

Анна Остроумова-Лебедева училась у японцев передавать снег и дождь. Собственно, все известные эмблематические виды Питера (сугробы в Летнем саду, Адмиралтейство за ветвями зимних деревьев) сделаны ею под влиянием классических «Ста знаменитых видов Эдо» Хиросигэ. Те же самые косые японские ливни Александр Бенуа изображал на знаменитых версальских видах, а ксилографии из серий «Сорок семь ронинов» и «Жизнеописания прославленных героев» Утагавы Куниёси использовал при сочинении декораций к опере Игоря Стравинского «Соловей», где экзотический ориентализм сочетается с точно переданными реалиями сказки Ханса Кристиана Андерсена («хрупкий фарфоровый дворец императора»). То есть прежде всего японцы учили мирискусников передаче более выразительных природных осадков, которых, понятное дело, в этой островной стране почти буквально «выше крыши» и где выработана (детально разработана) традиция изображения любых оттенков дождя и снега, а также любой «переменной облачности».

Далее Анна Завьялова обращает внимание на особую миндалевидную форму глаз многочисленных красавиц на гуашах и акварелях Константина Сомова, из-за чего и проводит параллели с цветными ксилографиями Китагава Утамаро, изображавшими «красивейших женщин современности». Понятно, что в оригинале художник изображал антропологические и этнографические подробности внешности гейш по принципу «что вижу, то пою». Константин Сомов не педалирует орнаментализм и экзотику, используя особенности восточной графики и опыт японцев для легкого отклонения от изобразительного канона, принятого в европейской (в том числе российской) портретной и жанровой традиции.

Мемуары и архивные свидетельства, коих в книге Завьяловой приятно много, объясняют: все упомянутые в ней мирискусники собирали японские свитки школы укиё-э, покупая их на последние студенческие гроши у парижских букинистов во время учебы в европейских столицах (помимо Парижа, важным центром становления некоторых мирискусников оказывается Мюнхен) или же собирая их через всевозможных посредников в Петербурге. В столице Российской империи процветало несколько торговцев восточным искусством, к услугам которых постоянно прибегали охочие до экзотики и новых художественных впечатлений утонченные российские стилисты.

Именно эти обстоятельства «доставки на дом» позволяют вывести генезис открыточных видов, сделанных Мстиславом Добужинским по заказу издательства Общины Святой Евгении, и объяснить, например, откуда в изображении Фонтанки у Летнего дворца Петра I возникает разверстая лодка.

Завершает монографию очерк об Иване Билибине, использовавшем опыт японских художников напрямую (как в иллюстрациях к пушкинской «Сказке о царе Салтане», порой являющихся парафразой марин Хокусая) и опосредованно — через «вмешательство» декораторов немецкого югендстиля.

Самое читаемое:
1
Художника, которого называли «Айвазовским цветов и плодов», показывают в Москве
Выставка в фонде In artibus в каком-то смысле возвращает публике незаслуженно подзабытое имя Ивана Хруцкого — художника, снискавшего в XIX веке славу главного в России мастера натюрмортов
20.12.2024
Художника, которого называли «Айвазовским цветов и плодов», показывают в Москве
2
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
3
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
4
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
5
Каспару Давиду Фридриху 250 лет: Эрмитаж празднует юбилей с размахом
В России 11 картин и 16 рисунков великого романтика — это самое большое собрание за пределами Германии. Кураторы выставки «Ландшафт души. Каспар Давид Фридрих и Россия» собрали в Эрмитаже почти все эти работы
10.12.2024
Каспару Давиду Фридриху 250 лет: Эрмитаж празднует юбилей с размахом
6
Серебряная парча и кружево — опять как при государыне
В Музеях Московского Кремля закончили восстановление коронационного платья жены Николая I, императрицы Александры Федоровны. Облачение 1826 года находилось в работе десять лет — впрочем, чистого времени на воссоздание было потрачено гораздо меньше
05.12.2024
Серебряная парча и кружево — опять как при государыне
7
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+