В пандан к выставке «Керамика Раку», привезенной из Японии, Государственный Эрмитаж открыл свою выставку — «Сосуд вечной радости», состоящую из 116 редких, тоже японских изделий из собственной коллекции музея. Все они экспонируются впервые. Это миниатюрные образцы из керамики и фарфора, связанные с чайной церемонией. Чаепитие пришло в Японию в VIII веке из Китая, сначала став ритуалом монастырского духовенства, со временем приобретя характер светской церемонии тя-но ю и в XIV–XV веках превратившись в важную составляющую аристократического образа жизни. Примечательна и история эрмитажной коллекции, которая считается одной из лучших в мире. В ее основу легло собрание коллекционера и мецената Александра Половцова (1832–1909), при этом она продолжает пополняться и сегодня. Значительная часть миниатюрных чайников в собрании Эрмитажа — из фарфора. Известно, что в XIX веке фарфор производили во многих керамических центрах Японии, украшали подглазурной росписью кобальтом, надглазурными эмалевидными красками и золотом. Редкую группу фарфоровых изделий на выставке составляют чайники из мастерских Микавати, покрытые белой глазурью и украшенные рельефным декором. Выставка примечательна и тем, что демонстрирует все существующие формы чайников. Одной из самых ранних, затем распространившихся в Европе является форма с петлевидной ручкой, поставленной напротив носика. В Японии она называется тяхэй. Другая ранняя форма — чайник с высокой арочной ручкой добин. Для гёкуро, дорогого сорта листового зеленого чая, использовались чайники без ручки — хохин. Экспозиция дает полное представление и о других формах керамики для чаепития вплоть до начала ХХ века. До 15 ноября.
Причин показывать современную отечественную скульптуру в стенах одного из ведущих музеев страны, каким является Государственный Русский музей, как минимум две. В музейном фонде накопилось много хороших работ, к тому же монументальная скульптура, обычно украшающая площади большинства наших городов, не всегда убедительна с эстетической точки зрения. И музей, выставляя работы лучших наших скульпторов, несомненно, предлагает зрителю альтернативу: что могло бы изменить наши общественные пространства в лучшую сторону, «очеловечивая» их. Именно поэтому выставка, включающая около 100 скульптур из камня, созданных за последние 40 лет, актуальна как никогда. Здесь работы практически всех ведущих отечественных ваятелей разных поколений: Сергея Конёнкова, Владимира Догомацкого, Степана Эрзи, Льва Сморгона, Олега Комова, Роберта Лотоша и даже графика и живописца Иллариона Голицына («Похищение Европы» из белого и светло-коричневого известняка: полированная голова покоится на необработанном блоке, отсылая зрителя к знаменитой «Спящей музе» Константина Бранкузи, классика модернизма начала ХХ века). До 4 октября.
Валерий Юрлов (род. 1932), принадлежащий к первому поколению нонконформистов, работает в самых разных жанрах и техниках: он живописец, график, художник книги, скульптор, автор коллажей и объектов. Будучи с самого начала своей карьеры последовательным адептом абстрактного искусства, Юрлов, с одной стороны, продолжает традиции русского авангарда (конструктивизма и супрематизма), с другой — активно ищет совершенно новые формы диалога с окружающим миром через использование новейших жанров и медиа в искусстве, от фотографии до объекта и перформанса. Его абстрактные живописные композиции и скульптуры отнюдь не игра чистых форм. Часто выступающие парами, «они наполнены глубоким личным чувством, превращаясь в субъекты, в живые организмы», по словам куратора выставки Виталия Пацюкова. В экспозиции представлены работы художника во всех жанрах и техниках, многие из которых объединены в серии, или, как называет их сам Юрлов, «формулы». Всего на выставке более 70 произведений, охватывающих творчество мастера с 1950-х по настоящее время и происходящих из собрания Государственного центра современного искусства и частных коллекций. До 13 сентября.