В последние десятилетия глобальные масштабы арт-рынка воспринимаются как нечто само собой разумеющееся. Предполагается, что современное искусство продается на некоем «едином» всемирном рынке, где расстояния больше не играют никакой роли. Дилеры, художники, коллекционеры и кураторы говорят об арт-рынке как о деревне мирового масштаба. Однако оказывается, что эти представления обманчивы — по крайней мере это следует из новой книги, над которой Олав Вельтхёйс работал с профессором Стефано Байа Курони. Мы представляем самые интересные данные из этого исследования
За исключением крошечного топового сегмента, единый глобальный рынок — чистой воды миф, поскольку рынки по-прежнему функционируют в локальном масштабе. И даже верхушка арт-рынка не так космополитична, как кажется: здесь преобладают дилеры, коллекционеры и художники, родившиеся и живущие в Европе и Соединенных Штатах. Согласно последнему ежегодному отчету TEFAF, доминируют всего три страны: Соединенное Королевство, США и Китай, вместе составляющие 83% рынка. Индия, Бразилия, Россия, Турция, Мексика и многие другие страны, выразительно обозначенные как «остальной мир», вместе дают лишь 1% продаж искусства. В то время как за последние 25 лет экспорт вырос на впечатляющие 500% и теперь составляет более €1 млн, за две трети этой цифры отвечают две страны: США и Великобритания.
Профессора Алан Кеман и Фемке ван Хест проанализировали данные немецкого сайта Artfacts.net, на котором представлена информация о современных художниках, и Kunstkompass — ежегодный рейтинг современных художников, выходящий с 1970-х годов. Они обнаружили, что количество стран, представленных в этих рейтингах за десятилетие, почти не выросло и составляет не более 10% от общего числа стран мира. Львиная доля входящих в рейтинг художников живет в Германии и Соединенных Штатах. Другой анализ, проведенный экономистами культуры Лассе Штайнером, Бруно Фреем и Магнусом Решем с использованием данных Larryslist.com, рисует сходную картину среди коллекционеров: из 3119 самых заметных частных коллекционеров искусства 63% живут в Северной Америке или в Европе, 24% — в Азии. В Латинской Америке и на Ближнем Востоке проживает 8% и 5% частных коллекционеров соответственно, а в Африке — всего 16 коллекционеров искусства (0,1%).
Еще одним стабильным результатом исследования стала «локальность»: то, что покупается и продается, чаще всего создано здесь же. К примеру, ученые Кристоф Спаньерс и Люк Реннебог подсчитали, что 80% произведений американских и британских художников, выставлявшихся на торги с 1957 по 2007 год, остались внутри своих стран. За тот же период французские аукционные дома продали в общей сложности 68 518 работ французских художников против 544 британских. Ученые видят «мало свидетельств того, что интегрированность со временем растет». По наблюдениям, в Китае это домашнее смещение касается, по-видимому, и самых успешных художников: у них нет ни поклонников, ни продвижения вне родной страны.
На ярмарках тоже наблюдается сильное «домашнее смещение»: участницами с гораздо большей вероятностью становятся галереи из той страны, в которой проходит ярмарка. На главной ярмарке Индии India Art Fair 60% галерей и 60% представленных художников — индийские. Даже Art Basel не так глобальна, как ей хотелось бы. Более 90% ее галерей-участниц в 2014 году были из Европы, Соединенных Штатов и Японии. Две трети из них составляют галереи всего из четырех стран: США, Германии, Великобритании и Швейцарии. Как демонстрируют данные Larryslist.com, коллекционеры чаще всего покупают местное искусство. Так, 89% южноамериканских коллекций искусства состоят из произведений, созданных южноамериканскими художниками. Для азиатских и североамериканских коллекций эти показатели равны 82% и 76% соответственно. Исключение составляют только европейские коллекции: всего 43% произведений в них созданы европейскими художниками.