18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Фонд Laboratoria Art & Science открыл постоянное пространство в Новой Третьяковке

Экспозиция сайнс-арта «Да живет иное во мне» в Западном крыле включает 11 проектов зарубежных и российских художников

Футурологи утверждают, что эпоха антропоцена стремительно завершается. Пандемия тому подтверждение. Важной частью «новой этики» станет умение человека мыслить неантропоцентрично, создавать гибридные биотехнологические сообщества — с животными, растениями и даже с физическими процессами планетарного масштаба. Про любовь-дружбу с искусственным интеллектом и говорить нечего, она уже сейчас на повестке дня.

Многих такие перспективы пугают, у остальных дух захватывает. Современные художники начали готовиться к будущему уже сегодня. Если быть совсем точными — еще вчера: Laboratoria Art & Science, соединяющая искусство, науку и технологии, была создана в далеком 2008 году. Теперь она получила в Государственной Третьяковской галерее статус постоянного резидента. «Да живет иное во мне» — первая премьера в статусном пространстве.

По словам Дарьи Пархоменко, куратора выставки и творческого директора Laboratoria Art & Science, «художники изобретают новые интерфейсы, которые в будущем, возможно, станут основой для новых способов понимания Другого». Евгений Касперский, генеральный директор «Лаборатории Касперского», партнера проекта, говорит, что совместная работа ученых и художников помогает шире смотреть на научные достижения.

Для выставки было выбрано десять художников. Звезда № 1 — Марина Абрамович. Интерактивная инсталляция «Измеряя магию взгляда» основана на ее самом знаменитом перформансе «В присутствии художника» (МоМА, 2010). Тогда любой желающий мог общаться с Абрамович «с глазу на глаз». Теперь художница проверяет гипотезу о том, что взгляд глаза в глаза вызывает синхронизацию работы двух мозгов. Первая версия измерения магии была показана в музее «Гараж» десять лет назад. В новом, усовершенствованном варианте зрители, желательно незнакомые друг с другом, смогут принять участие в эксперименте. Арт-визуализация работы мозга демонстрируется на большом экране и подтвердит или опровергнет возможность невербальной коммуникации.

«Да живет во мне лошадь» — документация перформанса французского дуэта Art orienté objet. Художница Марион Лаваль-Жанте ввела себе сыворотку лошадиного иммуноглобулина и примерила образ кентавра. Цель понятна: разрушить границу между человеком и животным, испытать к нему непреодолимую эмпатию.

В том же духе биохимическая инсталляция One Tree ID. Агнес Майер-Брандис дает возможность вступить в диалог с деревом на его языке. В природе деревья общаются между собой с помощью запахов. Художница предлагает зрителю нанести на себя аэрозольное вещество и предстать перед деревом как близкий родственник.

Еще дальше идет Саша Спачаль. Ее Earthlink позволяет вдохнуть воздух, обогащенный почвенными бактериями Mycobacterium vaccae. Они улучшают настроение, снижают беспокойство и повышают умственные способности. Понравится ли бактериям выдыхаемое человеком — покажет выставка.

Ральф Беккер в инсталляции «Мираж» попытался проникнуть в самое интимное нейросети, чтобы увидеть ее сны. В состоянии «бодрствования» сеть анализирует колебания магнитного поля Земли — во сне видит ландшафты магнитных полей, парящие в пространстве.

Специально для «иного» проекта художник Даня Васильев создал интерактивную инсталляцию на тему следов, которые мы оставляем в интернете после бесконечных разговоров в Zoom и других коммуникациях. Что следов много и не все одинаково полезны, никто не сомневается. Детали будут обсуждаться в образовательной программе выставки.  

Западное крыло Новой Третьяковки
«Да живет иное во мне»
До 10 октября

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
3
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
7
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+