18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Фонд Laboratoria Art & Science открыл постоянное пространство в Новой Третьяковке

Экспозиция сайнс-арта «Да живет иное во мне» в Западном крыле включает 11 проектов зарубежных и российских художников

Футурологи утверждают, что эпоха антропоцена стремительно завершается. Пандемия тому подтверждение. Важной частью «новой этики» станет умение человека мыслить неантропоцентрично, создавать гибридные биотехнологические сообщества — с животными, растениями и даже с физическими процессами планетарного масштаба. Про любовь-дружбу с искусственным интеллектом и говорить нечего, она уже сейчас на повестке дня.

Многих такие перспективы пугают, у остальных дух захватывает. Современные художники начали готовиться к будущему уже сегодня. Если быть совсем точными — еще вчера: Laboratoria Art & Science, соединяющая искусство, науку и технологии, была создана в далеком 2008 году. Теперь она получила в Государственной Третьяковской галерее статус постоянного резидента. «Да живет иное во мне» — первая премьера в статусном пространстве.

По словам Дарьи Пархоменко, куратора выставки и творческого директора Laboratoria Art & Science, «художники изобретают новые интерфейсы, которые в будущем, возможно, станут основой для новых способов понимания Другого». Евгений Касперский, генеральный директор «Лаборатории Касперского», партнера проекта, говорит, что совместная работа ученых и художников помогает шире смотреть на научные достижения.

Для выставки было выбрано десять художников. Звезда № 1 — Марина Абрамович. Интерактивная инсталляция «Измеряя магию взгляда» основана на ее самом знаменитом перформансе «В присутствии художника» (МоМА, 2010). Тогда любой желающий мог общаться с Абрамович «с глазу на глаз». Теперь художница проверяет гипотезу о том, что взгляд глаза в глаза вызывает синхронизацию работы двух мозгов. Первая версия измерения магии была показана в музее «Гараж» десять лет назад. В новом, усовершенствованном варианте зрители, желательно незнакомые друг с другом, смогут принять участие в эксперименте. Арт-визуализация работы мозга демонстрируется на большом экране и подтвердит или опровергнет возможность невербальной коммуникации.

«Да живет во мне лошадь» — документация перформанса французского дуэта Art orienté objet. Художница Марион Лаваль-Жанте ввела себе сыворотку лошадиного иммуноглобулина и примерила образ кентавра. Цель понятна: разрушить границу между человеком и животным, испытать к нему непреодолимую эмпатию.

В том же духе биохимическая инсталляция One Tree ID. Агнес Майер-Брандис дает возможность вступить в диалог с деревом на его языке. В природе деревья общаются между собой с помощью запахов. Художница предлагает зрителю нанести на себя аэрозольное вещество и предстать перед деревом как близкий родственник.

Еще дальше идет Саша Спачаль. Ее Earthlink позволяет вдохнуть воздух, обогащенный почвенными бактериями Mycobacterium vaccae. Они улучшают настроение, снижают беспокойство и повышают умственные способности. Понравится ли бактериям выдыхаемое человеком — покажет выставка.

Ральф Беккер в инсталляции «Мираж» попытался проникнуть в самое интимное нейросети, чтобы увидеть ее сны. В состоянии «бодрствования» сеть анализирует колебания магнитного поля Земли — во сне видит ландшафты магнитных полей, парящие в пространстве.

Специально для «иного» проекта художник Даня Васильев создал интерактивную инсталляцию на тему следов, которые мы оставляем в интернете после бесконечных разговоров в Zoom и других коммуникациях. Что следов много и не все одинаково полезны, никто не сомневается. Детали будут обсуждаться в образовательной программе выставки.  

Западное крыло Новой Третьяковки
«Да живет иное во мне»
До 10 октября

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+