18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Универсальное лицо художника Целкова

В Париже скончался художник Олег Целков. Ему было без четырех дней 87 лет. Он поровну (поверишь в нумерологию) — по 43 года — прожил в России и во Франции, восприняв отъезд из СССР не как драму, а как шанс. Которым успешно воспользовался

Феномен популярности картин Олега Целкова (1934–2021), который всю свою долгую жизнь изображал в основном «рожи» или «морды», как он их сам называл, а, по сути, создавал один ядовитый анилиновый сериал с бесконечным продолжением, скорее всего, никогда не будет убедительно объяснен. У классических сюрреалистов «рожи» получались страшнее, у кубистов — загадочнее, у концептуалистов — ироничнее.

Художник признавался, что и сам не может объяснить, кого изображает. Но в одном из последних интервью Целков заметил: «Я не сатирик, не судья и не рисую с натуры». Чем же он занимался?

В начале XXI века Олег Целков обмолвился: «Я случайно сорвал маску со всего человечества».

Даже если представить себе, что в этой фразе, или, если хотите, лозунге, заложена маркетинговая стратегия коммерчески успешного художника, в скрытом и наверняка подсознательном цитировании высказывания Ленина о Льве Толстом (обоих в советской школе изучали) виден уровень претензий Целкова. Художника интересовал диалог с гениями, а не рост цен на его картины на мировых аукционах. За словами «случайно сорвал» — поиск универсальных свойств людей. В данном случае не важно, какой знак имеют эти свойства. И этим Целков оказался интересен самой разной публике.

Ровно 30 лет назад вышел двухтомный каталог выставки «Другое искусство» в ГТГ, теперь еще и литературный памятник эпохе перестройки. Там воспроизведены две картины Целкова — «Автопортрет с Рембрандтом в день рождения 15 июля» (1971) и «Женский портрет» (1964). В первом случае это подтверждение «звездных» намерений, во втором — маркер найденного образа «рожи». В том же каталоге опубликована пространная хроника неофициальной художественной жизни с 1956 по конец 1970-х годов. Любопытно, что одна из первых строчек посвящена Целкову: он провел свою первую персональную выставку в квартире Владимира Слепяна на Трубной улице. И финал хроники — эмиграция художника.

Ахматова, Бродский, Довлатов, Евтушенко, Костаки, Миллер — общение Целкова с ними обросло подробностями, больше похожими на мифологию. Но важно другое: невыдуманные изначально частные истории выдержали испытание временем, стали, как бы пафосно это ни звучало, частью истории культуры, нашего гуманитарного багажа.

Рассказы о покупке Артуром Миллером картины «Групповой портрет с арбузом», а также об изобретении Целковым таксы на его полотна в рублях за квадратный сантиметр многократно воспроизводились в разных версиях. Куда менее известен ленинградский эпизод конца 1950-х годов, когда 1 мая Целков, Бродский и группа поддержки пронесли по Моховой улице картину художника «Автопортрет в нижнем белье».

Строго говоря, из всей биографии Целкова только учеба на сценографа у Николая Акимова в Ленинградском театральном институте обычно и упоминается. В 2011 году художник в качестве живого классика приезжал в Петербург на открытие персональной выставки в одной ныне не существующей галерее. Тепло вспоминал Акимова, говорил о том, что его стали интересовать не только «морды», но и руки. Они могут и нежно обнимать, и заносить над головой топор. Но «морды» остались фирменным знаком Целкова. Теперь посланием в вечность о том, что думал наш современник про весь ХХ век и самое начало века XXI.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
3
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
7
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+