18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Музей Зои Космодемьянской обнародовал стратегическую программу

№93
Материал из газеты

Комплекс в Петрищеве, что в 100 км от Москвы, обещает стать первым государственным музеем, посвященным не одной героине, но и женщинам вообще

План, который почти год разрабатывала Студия Артемия Лебедева, недавно был одобрен Министерством культуры Московской области. Его суть состоит в том, чтобы развивать музей под лозунгом «Она и мир».

Музей «Зоя» будет рассказывать о сильных женщинах — героях Великой Отечественной войны, а еще ученых, художниках, писателях, бизнесменах (прежде всего тех, кто занимается социальным бизнесом), меценатах мирного времени.

Это не феминистская повестка, а общегражданская: музей интересуют личности, внесшие вклад в развитие страны и шире — цивилизации.

Аналогичных музеев немало в мире. В Международную ассоциацию женских музеев (IAWM) сейчас входит около 100 институций (пятая их часть — виртуальные). Их география охватывает Европу, Америку, Азию, Африку и Австралию. Сотрудничество с ними могло бы стать весьма плодотворным. Само сочетание «Она и мир» будет трактоваться по восходящей: она и мир (без границ), она и мир (искусства), она и миры.

«Обращаясь к концептам ЖЕНЩИНА/МИР, мы противопоставляем их нарративу и проблематике основной экспозиции, исследующей ВОЙНУ и память о ней, — пишут авторы программы. — Такой подход является сильным драматургическим приемом, нацеленным на чувства зрителей и оставляющим пространство для персональных интерпретаций».

Второй стратегический вектор — поиск ответов на вопрос, как сохранить мир. «По данным доклада Роберта Джексона, адресованного НАТО в 1997 году, с момента окончания Второй мировой войны на планете было всего лишь 26 мирных дней», — сообщают разработчики программы. И опять же, это общечеловеческая повестка: музеи мира составляют международную сеть — International Network of Museums for Peace (INMP), взаимодействие с которой могло бы быть весьма интересным.

Напомним, что новый музей «Зоя» открылся после глобальной реконструкции весной 2020 года. Семантическое его ядро составляет рассказ о первой женщине — Герое Советского Союза в годы войны и о контрнаступлении советских войск в битве под Москвой.

В музейный комплекс входит несколько объектов: изба Прасковьи Кулик, где разведчицу пытали в ночь перед казнью, стела на месте ее гибели, ее первое захоронение, а также новое здание с разбитым вокруг него ландшафтным парком. Проект нового корпуса разработало молодое архитектурное бюро «А2М» Андрея Адамовича и Даны Матковской. Что касается внутреннего наполнения, то концепцию, дизайн и сценарий экспозиции, а также весь мультимедийный контент сделало легендарное бюро Lorem Ipsum (креативный директор — Абигейл Онор), придумавшее среди прочего музей Бориса Ельцина в Екатеринбурге. Сочетая подлинные экспонаты с иммерсивными технологиями, разработчики воссоздали в музее атмосферу 1930–1940-х годов: школьный класс, где девушка могла учиться, зимнюю подмосковную деревню, блиндаж и поле военных действий, солдатскую землянку. Помимо этого, в здании есть пространства для лекций и дискуссий, а также зал «Бессмертный полк», куда каждый может принести фотографии и документы своих родственников — очевидцев войны.

Вскоре после официального открытия музей попал в эпицентр бурного публичного обсуждения, оказавшись заложником своего модного внешнего облика: современная архитектура сделала его «инстапоинтом» — популярным местом для легкомысленных съемок в Instagram, что вступило в противоречие с изначальной мемориальной миссией. Понадеемся, что с запуском стратегической программы таких казусов больше не случится.

Музей будет развивать онлайн-деятельность: подкасты, страницы в социальных сетях, цифровой архив.

Огромная роль отводится правильно выбранным хештегам: «преодолевающая», «меняющая мир», «ведущая за собой».

Например, блогерам из регионов может быть предложено рассказать о героинях своей малой родины, совершивших прорыв в той или иной области. То есть вокруг подмосковного музея может сложиться общероссийское, а в идеале и международное комьюнити. Варианты работы офлайн практически неисчерпаемы: театральные постановки, кинофестивали, лекторий, творческие встречи, круглые столы, воркшопы, выставки, исследования, выпуск собственного журнала.

Музей рассчитан на разные категории посетителей — от (естественно) школьников до профессиональных художников, дизайнеров, писателей. Литература станет особой частью повестки, так как доподлинно известно, что Зоя Космодемьянская мечтала стать писателем, поступить в Литературный институт.

Когда это все заработает, мы сможем получить по-настоящему современный военно-пацифистско-патриотический музей. Ничего подобного в России пока нет. И если этот опыт будет удачным, его распространят на другие музеи аналогичной направленности.

Единственная сложность — программа такая грандиозная, что требует слаженной командной работы и глубокой и всесторонней подготовки любого события.

«Программа „Она и мир“ — это во всех смыслах душа музея, — говорит его директор Марина Роменская. — В ней фундаментом заложены женственность, созидательность, миротворчество и большое количество тем, которые интересны, актуальны и полезны. Уже в этом году музей начнет издательскую деятельность, подготовив вначале ежеквартальный, а в дальнейшем ежемесячный научно-популярный буклет». 

Самое читаемое:
1
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
2
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
3
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
4
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
5
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
6
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
7
Что ценного и значимого находят в московской земле
Ежегодно при археологических раскопках на строительных площадках обнаруживают тысячи артефактов, которые затем отправляются в музей. Важным с точки зрения науки может оказаться буквально любой предмет, поднятый из исторического слоя
28.03.2025
Что ценного и значимого находят в московской земле
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+