План, который почти год разрабатывала Студия Артемия Лебедева, недавно был одобрен Министерством культуры Московской области. Его суть состоит в том, чтобы развивать музей под лозунгом «Она и мир».
Музей «Зоя» будет рассказывать о сильных женщинах — героях Великой Отечественной войны, а еще ученых, художниках, писателях, бизнесменах (прежде всего тех, кто занимается социальным бизнесом), меценатах мирного времени.
Это не феминистская повестка, а общегражданская: музей интересуют личности, внесшие вклад в развитие страны и шире — цивилизации.
Аналогичных музеев немало в мире. В Международную ассоциацию женских музеев (IAWM) сейчас входит около 100 институций (пятая их часть — виртуальные). Их география охватывает Европу, Америку, Азию, Африку и Австралию. Сотрудничество с ними могло бы стать весьма плодотворным. Само сочетание «Она и мир» будет трактоваться по восходящей: она и мир (без границ), она и мир (искусства), она и миры.
«Обращаясь к концептам ЖЕНЩИНА/МИР, мы противопоставляем их нарративу и проблематике основной экспозиции, исследующей ВОЙНУ и память о ней, — пишут авторы программы. — Такой подход является сильным драматургическим приемом, нацеленным на чувства зрителей и оставляющим пространство для персональных интерпретаций».
Второй стратегический вектор — поиск ответов на вопрос, как сохранить мир. «По данным доклада Роберта Джексона, адресованного НАТО в 1997 году, с момента окончания Второй мировой войны на планете было всего лишь 26 мирных дней», — сообщают разработчики программы. И опять же, это общечеловеческая повестка: музеи мира составляют международную сеть — International Network of Museums for Peace (INMP), взаимодействие с которой могло бы быть весьма интересным.
Напомним, что новый музей «Зоя» открылся после глобальной реконструкции весной 2020 года. Семантическое его ядро составляет рассказ о первой женщине — Герое Советского Союза в годы войны и о контрнаступлении советских войск в битве под Москвой.
В музейный комплекс входит несколько объектов: изба Прасковьи Кулик, где разведчицу пытали в ночь перед казнью, стела на месте ее гибели, ее первое захоронение, а также новое здание с разбитым вокруг него ландшафтным парком. Проект нового корпуса разработало молодое архитектурное бюро «А2М» Андрея Адамовича и Даны Матковской. Что касается внутреннего наполнения, то концепцию, дизайн и сценарий экспозиции, а также весь мультимедийный контент сделало легендарное бюро Lorem Ipsum (креативный директор — Абигейл Онор), придумавшее среди прочего музей Бориса Ельцина в Екатеринбурге. Сочетая подлинные экспонаты с иммерсивными технологиями, разработчики воссоздали в музее атмосферу 1930–1940-х годов: школьный класс, где девушка могла учиться, зимнюю подмосковную деревню, блиндаж и поле военных действий, солдатскую землянку. Помимо этого, в здании есть пространства для лекций и дискуссий, а также зал «Бессмертный полк», куда каждый может принести фотографии и документы своих родственников — очевидцев войны.
Вскоре после официального открытия музей попал в эпицентр бурного публичного обсуждения, оказавшись заложником своего модного внешнего облика: современная архитектура сделала его «инстапоинтом» — популярным местом для легкомысленных съемок в Instagram, что вступило в противоречие с изначальной мемориальной миссией. Понадеемся, что с запуском стратегической программы таких казусов больше не случится.
Музей будет развивать онлайн-деятельность: подкасты, страницы в социальных сетях, цифровой архив.
Огромная роль отводится правильно выбранным хештегам: «преодолевающая», «меняющая мир», «ведущая за собой».
Например, блогерам из регионов может быть предложено рассказать о героинях своей малой родины, совершивших прорыв в той или иной области. То есть вокруг подмосковного музея может сложиться общероссийское, а в идеале и международное комьюнити. Варианты работы офлайн практически неисчерпаемы: театральные постановки, кинофестивали, лекторий, творческие встречи, круглые столы, воркшопы, выставки, исследования, выпуск собственного журнала.
Музей рассчитан на разные категории посетителей — от (естественно) школьников до профессиональных художников, дизайнеров, писателей. Литература станет особой частью повестки, так как доподлинно известно, что Зоя Космодемьянская мечтала стать писателем, поступить в Литературный институт.
Когда это все заработает, мы сможем получить по-настоящему современный военно-пацифистско-патриотический музей. Ничего подобного в России пока нет. И если этот опыт будет удачным, его распространят на другие музеи аналогичной направленности.
Единственная сложность — программа такая грандиозная, что требует слаженной командной работы и глубокой и всесторонней подготовки любого события.
«Программа „Она и мир“ — это во всех смыслах душа музея, — говорит его директор Марина Роменская. — В ней фундаментом заложены женственность, созидательность, миротворчество и большое количество тем, которые интересны, актуальны и полезны. Уже в этом году музей начнет издательскую деятельность, подготовив вначале ежеквартальный, а в дальнейшем ежемесячный научно-популярный буклет».