18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Недавно найденные фрески Успенского собора спрячут опять

Росписи XV века, обнаруженные в течение последнего года в главном соборе Московского Кремля, еще можно успеть увидеть. К 2023 году они вновь скроются за иконостасом

В Музеях Московского Кремля продемонстрировали новый этап реставрации Успенского собора. Особое внимание привлекают росписи, обнаруженные на столпе алтарной преграды.

Речь идет о фресках, которые скрывались за иконами главного иконостаса. Сотрудники музея подозревали об их существовании, но только полномасштабные реставрационные работы, ведущиеся в Успенском соборе уже несколько лет, позволили подтвердить эту догадку. Найденные фрески относятся к самому раннему этапу украшения храма — это либо конец XV века (после 1481 года), когда создавался иконостас, либо 1513–1515 годы — период первой полной росписи собора, известный по летописи. В основном пространстве храма фрески этого этапа не сохранились, на всех видимых частях здания они были сбиты в 1642 году по приказу царя Алексея Михайловича ради поновления.

Обнаруженные фрески — это роспись северо-восточного столпа иконостаса. На первом ярусе находится изображение святителей на лазурном фоне (Павел Фивейский, Моисей Мурин, Феодосий Великий, Исаак Сирин, Ефрем Сирин); об этой фреске, также относящейся к первому этапу росписи, было известно давно. А вот выше нее открылась терра инкогнита — крупный участок орнамента, написанного на белом фоне. На штукатурке видны следы тябла — балки иконостаса, которые показывают, на какой высоте размещались крепления предыдущего иконостаса. Выше участка с орнаментами расположена сцена с явлением Ветхозаветной Троицы коленопреклоненному Аврааму, еще выше находится сегмент с изображением святого, возможно Антония Сийского, над ним — фигура архангела Гавриила из сцены Благовещения. Две последние композиции относятся к 1643 году — росписи, сделанной по приказу Алексея Михайловича.

Эти фрески были скрыты за алтарной преградой, и последними их видели те, кто в XIX веке устанавливал сегодняшний иконостас. Хранитель Успенского собора Алексей Барков указал, что таким образом нам стала известна высота первого иконостаса храма, связанная с именем Дионисия: он имел три яруса (аналогично уцелевшему иконостасу в Кирилло-Белозерском монастыре). Это значит, что иконостас доходил не до потолка (как сейчас), а только до верхней границы сцены с Троицей. Люди XV–XVI веков могли видеть поверх иконостаса заалтарное пространство Успенского собора, которое очень велико, оно составляет одну четвертую храма. Взглядам верующих были доступны росписи барабанов, конха и другие элементы сводов, закрытые сегодня. Все это нетипично для православного храма и помогает понять особенности архитектуры собора и православного богослужения указанных столетий.

По словам Алексея Баркова, белофонные части столпа с орнаментальной росписью, скорее всего, были изначально закрыты иконами. Растительные узоры в древнерусском стиле, как подчеркнул хранитель, написаны легко, будто одним росчерком — художник, видимо, знал, что земной зритель эти части не увидит, и почти импровизировал. Более пристального внимания заслуживает участок, на котором изображена сцена с явлением Троицы Аврааму. О том, что в этом месте есть некая фреска с явлением ангела праведнику, сотрудники музея знали уже в 2020 году, вынув икону; теперь же удалось идентифицировать ее сюжет. Эта композиция имеет утраты справа и вверху, когда, надставляя иконостас, штукатурку сбоку столпа сбили.

Реставрация комплекса внутренних росписей собора продолжается (окончание работ намечено на 2023 год). В дальнейшем, по словам Баркова, леса будут возведены в южной части храма. Второй столп алтарной преграды пока остается скрытым за иконостасом, но сотрудники собора предвкушают новые находки. Во-первых, в самом верху должна находиться Дева Мария из сцены Благовещения, парная Гавриилу, обнаруженному напротив. Уже известно, что Богоматерь там есть, но какова степень ее сохранности — пока неизвестно. Какая сцена написана напротив «Троицы Ветхозаветной» — тоже неизвестно, так как в системе росписи православного храма ей нет жесткого соответствия. Кроме того, в этой части собора за иконостасом была возведена дополнительно ризница, и на ее наружной стене, обращенной к иконостасу, могут найтись и другие росписи. Работы эти связаны с большим трудом: иконы зафиксированы жестко и разбирать конструкцию тяжело.

Пока фрески, найденные на столпе, открыты для взоров всех посетителей храма. Однако после окончания реставрации фресок и иконостаса они снова скроются за рядом икон.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
4
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+