18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Авангард романтический и аналитический: выставка Ивана Клюна открыта в Салониках

Выставка «Иван Клюн. Трансцендентные пейзажи. Летающие скульптуры. Световые сферы» идет в MOMus — Музее искусства модернизма — Коллекции Костаки в Греции

Эта выставка — третий этап проекта «Рестарт», цель которого — сделать собрание легендарного коллекционера Георгия Костаки, принадлежащее музею современного искусства MOMus, максимально популярным. Первая выставка проекта показала срез собрания, вторая была посвящена Любови Поповой, героем третьей стал Иван Клюн (1873–1943). Экспозиция заняла весь музей в Салониках и представляет наследие авангардиста, друга Казимира Малевича, разбитым на тематические блоки.

Это «Сказки» (по названию одной из первых выставок, где Клюн участвовал в 1911 году), «Разрушение» (период кубизма 1910-х годов), «Цвет» и «Свет» (важнейшие проблемы «беспредметного» в искусстве Клюна 1920-х годов, которое художник разводил с «супрематическим»), «Метод» (художник преподавал во Вхутемасе и Инхуке) и в конце «Отчуждение» (вынужденное возвращение к фигуративному искусству 1930-х). Поздние фигуративные акварели демонстрируют неожиданный символизм и проявляют какую-то невероятную боль, о которой кричит каждое разверстое окошко в этих, на первый взгляд нейтральных, «зелененьких» пейзажах.

Аккуратный дизайн экспозиции сделали архитекторы Кирилл Асс и Надежда Корбут. Они слегка приподняли часть пола в залах за счет плотного белого пластика и отметили начало каждого раздела прозрачными кусками пленки основных цветов, проникая сквозь которые, свет бросает на стены спектральные блики.

Для художника Клюн начал очень поздно: он дебютировал в 35 лет (по профессии Иван Клюнков был бухгалтером, и уже при советской власти его использовали, заметив свойственную ему неподкупность, заставляя заниматься финансовыми вопросами на разных художественных предприятиях). В 1906 году он познакомился с Казимиром Малевичем, в 1908-м впервые выставился с работами символистского и сезаннистского толка, потом увлекся кубизмом и конструктивизмом, в 1916-м показал супрематические произведения. Однако супрематизм Клюна был совершенно иным, нежели у его учителя и друга. «Малевич мне говорил, что в моих супрематических картинах он видит лирику и даже романтику» — цитируются в каталоге слова художника.

В статье к каталогу Андрей Сарабьянов приводит воспоминания Георгия Костаки о том, как однажды к нему приехали крупные ленинградские коллекционеры Евгений Ковтун и Алла Повелихина. Они считали Клюна «малоинтересным», вторичным по отношению к Малевичу художником. Однако увидев работы из коллекции, признались, что подобного просто не знали. Действительно, показанные в Салониках работы действуют завораживающе. Супрематические по форме холсты, и особенно акварели, дышат и парят, пульсируют цветом и переливаются градациями света. Андрей Сарабьянов указывает, что реализация идей Клюна, заложенных, например, в его сферических композициях, не получила развития на русской почве и произошла спустя десятилетия в американском искусстве — в творчестве Марка Ротко и Барнетта Ньюмана. То же касается и его подвесных скульптур. Как видно по эскизам, это были составленные из разных геометрических фигур и парящие в воздухе конструкции, фактически мобили. Только через 15 лет Александр Колдер натолкнулся на схожие идеи.

Интересно, что реконструкцию этих «летающих скульптур» специально для выставки сделали студенты мастерской скульптуры кафедры изобразительного и декоративно-прикладного искусства факультета изящных искусств Университета Аристотеля в Салониках.

Работал Клюн всегда одним способом: во множестве миниатюрных эскизов искал композицию и цвет, а потом выполнял окончательный вариант. Всего Георгий Костаки купил 383 произведения живописи и графики у дочерей Клюна, как рассказывает куратор выставки Мария Цанцаноглу, директор MOMus — Музея искусства модернизма — Коллекции Костаки. Десятки небольших эскизов представлены на выставке в Салониках, а итоговые произведения хранятся в Государственной Третьяковской галерее в Москве. Разделенность собрания (чтобы выехать из СССР в 1977 году, значительную часть коллекции Костаки пришлось оставить ГТГ, а иконы достались Музею Андрея Рублева) долго была препятствием во взаимоотношениях музеев. Преодоление внутренних противоречий — во многом достижение программы «Рестарт» и попечителей музея MOMus. И вот греческий музей дал в Третьяковку сначала 10 работ Клюна на выставку «Авангард. Список № 1» и теперь 34 работы на идущую сейчас выставку Ивана Кудряшова. А в Салоники прилетела директор ГТГ Зельфира Трегулова.

Цитата
Кристина Краснянская
Искусствовед, куратор, основатель галереи «Эритаж», президент попечительского совета MOMus

Наша стратегия связана с несколькими направлениями. Первое — показывать уникальную коллекцию Костаки со всех сторон. Сейчас мы идем по персоналиям. Состав собрания располагает к этому, в нем есть несколько мини-коллекций. Например, 230 работ Любови Поповой. Такая же коллекция Александра Родченко. Когда Костаки уезжал из СССР, Родченко рассматривался как фотограф, и только Костаки интересовался его живописью и графикой. То же самое с Иваном Клюном и Соломоном Никритиным. Затем будем делать групповые выставки, которые объединяют художников по движениям и манифестам. Несмотря на активную попечительскую поддержку, финансовые возможности музея не безграничны, поэтому мы считаем важным первым показать то, что есть в самой коллекции, а не привлекать вещи из других музеев.

Важный момент: MOMus и ГТГ, между которыми разделено наследие Георгия Костаки, не сотрудничали до того, как мы затеяли программу «Рестарт». Отношения были прохладные. Нам потребовались усилия и время для выстраивания диалога.

Все специалисты по русскому авангарду в мире знают о существовании MOMus. И привлекают работы из его коллекции на выставки (помимо прочего, это и доходная статья музея). Но основная задача попечительского совета и всей программы «Рестарт» — сделать музей обязательным для посещения на карте Греции. Это непросто.

В Греции мало знают о Георгии Костаки, и русский авангард как искусство для греков не слишком актуален. В Министерстве культуры Греции я спросила, почему же государство выкупило эту коллекцию для музея, потратив приличные деньги. И была потрясена ответом: когда после смерти Георгия Костаки его дочь Алики организовала большую выставку коллекции и в Афины стекся цвет международного музейного и экспертного сообщества, Минкульт решил, что раз грек сделал что-то, что признано во всем мире на таком высоком уровне, то это должно остаться в Греции.

Еще…

Материал, находящийся в распоряжении MOMus — Музея искусства модернизма — Коллекции Костаки, дает потрясающие возможности для научно-исследовательской деятельности. Здесь хранится архив, переданный Алики, дочерью Георгия Костаки, который никто еще подробно не изучал. Музей сейчас вступил в диалог с Университетом Салоник (это идея члена попечительского совета Андрея Чеглакова) и планирует выращивать местных специалистов по русскому авангарду на его базе.

Цитата
Виктория Янакова
Коллекционер, меценат, деятельность которой связана с гостиничным бизнесом и недвижимостью, член попечительского совета MOMus

Я и мой муж Константин Янаков недавно начали поддерживать и собирать искусство. Мой муж — грек, и мы много времени проводим в этой стране. Я вижу нашу роль в продвижении ценности коллекции MOMus — Музея искусства модернизма — Коллекции Костаки в Греции, где очень немногие знают об этом собрании, и в поднятии его рейтинга внутри страны.

Как такового русского авангарда у нас в коллекции нет. Она началась с театральной работы Наталии Гончаровой и продолжилась произведениями русских художников 1910–1920-х годов, связанных с театром. Однако мы понимаем, что русский авангард — это своеобразный бренд, то важнейшее, что Россия внесла в историю мирового искусства. Для его продвижения нужны усилия не только на государственном, но и на частном уровне, усилия коллекционеров.

Еще…

Среди ближайших задач MOMus — Музея искусства модернизма — Коллекции Костаки — переехать из помещения на окраине Салоник, отреставрированного здания бывшего монастыря, в центр, в порт, где сложился музейный кластер. На это нужны средства. Чтобы получить их, попечительский совет планирует организовать фонд друзей музея, который даст грекам, коллекционерам и бизнесменам, возможность помогать ему, и проводить комплекс мероприятий, чтобы побудить публику поддерживать музей.

MOMus — Музей искусства модернизма — Коллекция Костаки
«Иван Клюн. Трансцендентные пейзажи. Летающие скульптуры. Световые сферы»
До 19 сентября

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
6
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
7
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Предыдущая ретроспектива творчества передвижников — всех вместе, а не по одному — проходила больше полувека назад и была как раз передвижной: она путешествовала по нескольким городам СССР. На этот раз, похоже, дело ограничится Москвой
05.11.2024
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+