18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Роман Романов: «Между нами пропасть, и музей — некий мост»

№93
Материал из газеты

Музей истории ГУЛАГа отмечен престижной Музейной премией Совета Европы. Началась его деятельность 20 лет назад на 100 квадратных метрах — сейчас это большой музейный комплекс. О сделанном и грядущем рассказал его директор Роман Романов

Еще в конце прошлого века историк и бывший политзаключенный Антон Антонов-Овсеенко начал собирать экспонаты для будущего музея. Тогда это происходило на энтузиазме, при поддержке самих репрессированных, многие из которых были еще живы. В какой мере вы сейчас ощущаете преемственность по отношению к той инициативе?

Думаю, преемственность самая непосредственная. Я пришел в этот музей в 2008 году — и знакомство с Антоном Владимировичем, с его окружением и с самой темой изменило меня. Прежде все это проходило как-то мимо моего поколения. Мне показалось, что между нами пропасть и музей — некий мост через нее. Когда встал вопрос, перехоить ли в Музей истории ГУЛАГа работать или остаться в коммерческой организации, которая занималась современными музейными технологиями и где у меня вполне удачно складывалась карьера, именно такое ощущение послужило аргументом за переход.

Помню самую первую акцию «Ночь в музее», когда пришло неимоверное количество людей. Мы позвали молодых актеров, музыкантов и наполнили действием весь музей. Потом начали проводить выставки, постепенно открывали новые пространства. Отремонтировали цоколь, подвал, возник целый лабиринт, притягивавший разных людей. Уже тогда стало понятно, что театр, музыка, кино, лекции, семинары — все эти форматы должны стать неотъемлемой частью музея.

А еще стало понятно, что надо скорее записывать интервью узников лагерей и членов их семей. У нас есть проект «Мой ГУЛАГ», уже больше 300 интервью записано. Наши интервью — это еще и некие отношения. Это не документалистика, а визуальная антропология. Поэтому возник также и социально-волонтерский центр, который помогает этим людям. Такие направления начали выкристаллизовываться еще на Петровке, но там их невозможно было реализовать.

И как нашелся выход из положения?

С приходом мэра Сергея Собянина и Сергея Капкова на должность главы департамента культуры Москвы мы разработали концепцию развития музея, она была утверждена, и уже тогда стало понятно, что нам нужно отдельно стоящее здание в Центральном административном округе с определенным количеством квадратных метров, желательно с прилегающей территорией. Мои коллеги из других музеев говорили: такого в Москве быть не может. Но в итоге все нашлось, как ни удивительно. Из маленького музейчика мы превратились в музейный центр. Недавняя премия Совета Европы подтверждает нашу значимость и на международном уровне.

СПРАВКА

Государственный музей истории ГУЛАГа

2001 основан в Москве Антоном Антоновым-Овсеенко — историком, писателем-диссидентом, в прошлом политзаключенным

2004 открыта первая экспозиция в здании на улице Петровка

2012 решением правительства Москвы музею передано здание 1906 года постройки в 1-м Самотечном переулке

2015 после реконструкции и переоборудования здания открылась первая музейная экспозиция

2018 открылась постоянная экспозиция ГУЛАГ в судьбах людей и истории страны

2021 вручение Музейной премии Совета Европы

Еще…

Одно время звучали планы по созданию во дворе музея сада Памяти. Не отказались от этой идеи?

Планируем открыть сад Памяти уже в этом году, осенью. Заборы исчезнут, появится живая изгородь, и будут мемориальные группы — камни и деревья, которые мы привозили из наших экспедиций на Соловки, на Колыму, в Республику Коми. Дерево как символ жизни и ее продолжения — очень важный для нас образ. Появится временный выставочный павильон, будем приглашать художников, которые создадут произведения уличного искусства. А к открытию собираемся установить здесь подлинную лагерную вышку, привезенную с Колымы. Сад этот будет доступен постоянно, даже когда музей закрыт.

Музей был основан 20 лет назад — в некотором смысле все же в иную эпоху, чем нынешняя. За минувшие годы поменялось ли к вам отношение со стороны власти?

Первое. Наш музей государственный. Когда он открылся в 2004 году, в нем было несколько комнат, многое делалось на коленках. А сейчас это большой центр, такое решение было принято мэром. Помимо того, в 2015 году появилась «Концепция государственной политики по увековечению памяти жертв политических репрессий» — это документ, где все правильно прописано про открытость архивов, про обнаружение и сохранение мест массовых захоронений, про создание тематических музеев. Эта концепция действует и сейчас, и важно, чтобы руководители регионов, чиновники, принимающие решения, знали о ней и использовали в работе.

Второе. Установка памятника жертвам репрессий по указу президента, открытие этого памятника на пересечении проспек- та Сахарова и Садового кольца. Третье. То, что происходит в регионах. Например, мы занимаемся музеефикацией остатков лагерей на Колыме. Этот проект мы ведем вместе с архитектором Юрием Григоряном и архитектурной компанией «Меганом».

Это реконструкция, консервация?

Исследование, консервация, создание музея под открытым небом и вообще мемориальной инфраструктуры в регионе. Например, там есть два лагеря, наиболее доступные и самые сохранившиеся, оба примерно в 300 км от Магадана, только в разных сторонах. И губернатором Магаданской области утверждена концепция по сохранению этих двух лагерей, а еще по музеефикации пересыльной тюрьмы в самом Магадане. Безусловно, без поддержки губернатора все это было бы невозможно. Это большое дело не только для Колымы, но и вообще для страны, потому что ничего подобного у нас пока нет.

БИОГРАФИЯ

Роман Романов

Директор Государственного музея истории ГУЛАГа

1982 родился в Москве

Окончил психологический факультет Университета Российской академии образования.

Также прошел обучение по программе «Музееведение» на кафедре музейного дела Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма

2000–2008 работал в Оптическом театре сначала волонтером, потом заместителем директора

2005–2006 работал педагогом-психологом в московской школе-интернате — Центре психолого-медико-социального сопровождения «Взаимодействие»

2005–2008 руководитель отдела, затем генеральный директор компании «Современные музейные технологии»

2008 заместитель директора Государственного музея истории ГУЛАГа

С 2012 занимает должность директора музея

2018 вошел в Совет при президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека

Еще…

Кстати, насколько ваш музей нацелен, помимо аудитории внутри страны, еще и на международную аудиторию? Понятно, что сейчас пандемия сказывается, но в целом?

Когда мы еще находились в здании на Петровке, там в разные периоды от 50 до 60% посетителей составляли как раз иностранные граждане. Наш музей традиционно входил в топ-5 туристических мест столицы — вместе с Большим театром, Кремлем, Пушкинским музеем. Так что интерес извне был и остается.

Когда мы начали создавать уже нынешний музейный центр, то ориентировались, конечно, на международные практики, на музеи памяти в других странах — в Германии, Израиле, США. Мне было важно, чтобы наша планка музейного проектирования оказалась высокой.

Тут ведь архитекторы и дизайнеры уже профессионально работали, а на Петровке, по ощущениям, было что-то вроде самостроя...

Архитекторами выступили молодые ребята Дмитрий Барьюдин и Игорь Апарин, мои сверстники, для которых это был первый крупный проект такого рода. Хотя мы одно время дружили с компанией Ralph Appelbaum Associates, которая, в частности, проектировала знаменитый Музей холокоста в Вашингтоне. Присматривались и к другим международным проектировщикам, но, во-первых, в какой-то момент сказалось резкое снижение курса рубля, а во-вторых, пришло все же понимание, что мы должны сделать этот музей сами. Для нас тут не только вопрос представлений об идеальном музее, но еще и продвижение линии фронта между памятью и беспамятством.

Доводилось ли вам слышать мнение, что музей слишком эстетский для столь болезненной темы? Что отвечаете в таких случаях?

Я и обратное тоже слышу: мол, вы слишком нагнетаете. Что ж, и то и другое мнение возможно, все воспринимают мир по-разному. Скажем, кому-то именно человеческая история интересна, а для кого-то важнее статистика. При проектировании мы пробовали найти доступный для всех язык, и для себя в том числе. При этом хотелось сделать экспозицию многослойной. Перед вами результат не только мучений, но еще и осмысления. Мы продолжаем получать новые материалы и работать над экспозицией, некоторые залы очень скоро и существенно преобразятся.

Три года назад у вас появился Центр документации, призванный помогать в поиске информации о репрессированных родственниках. Обращаются люди?

Ну конечно. В год поступает примерно тысяча запросов. Причем география — весь мир, из других стран люди тоже обращаются. Кто-то просит, чтобы мы сопровождали исследование, и мы вместе разрабатываем поисковую стратегию, вместе отправляем запросы. А есть те, кто просто получает консультацию, уходит и не возвращается, поэтому иногда мы не знаем результата. Еще у нас проходят регулярные семинары, на которых руководитель Центра документации рассказывает, с чего начать, как общаться с государственными архивами, на какие законы опираться, делится конкретными историями поиска. Они бывают просто потрясающие. Целый ряд их мы объединили в книгу, она сейчас готовится к печати.

Сами издаете?

Да, издательская программа — отдельное направление. Я уже и со счету сбился, сколько книг вышло. Несколько десятков. Теперь все наши книги можно заказать онлайн.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+