Выставка «Леонардо. Универсальный человек» в галерее Ельцин Центра проходит под патронатом посольства Италии в России и при поддержке банка ВТБ. Она вошла в культурную программу международной промышленной выставки «Иннопром», где Италия выступила страной-партнером. ВТБ не впервые поддерживает российско-итальянские культурные проекты — до этого была недавняя выставка Русского музея в миланском палаццо Реале «Божественные и авангардные. Женщины в русском искусстве».
Благодаря этому участию стало возможным привезти в Екатеринбург оригинальное произведение Леонардо да Винчи — «Голову девушки» (около 1510) — и раритетное издание Кодекса о полете птиц (и то и другое — из собрания Королевских музеев Турина). Рисунок головы девушки, исполненный на тонированной бумаге сангиной и белилами, как считают исследователи, стоит в одном ряду с «Мадонной с веретеном» и знаменитыми рисунками со схожим мотивом, которые сегодня находятся в Виндзорском замке и в Галерее Академии в Венеции.
У издания Кодекса о полете птиц своя захватывающая история. Русский меценат Федор Сабашников (1869–1927) фактически вернул человечеству этот трактат Леонардо в его целостности. Кодекс был вывезен Наполеоном во Францию из миланской Амброзианы, и листы рукописи разошлись по разным владельцам. Сабашников выкупил их и с помощью художника Джованни Пьюмати собрал и реконструировал кодекс в издании 1893 года, ставшем сенсацией. Это издание содержит и факсимильное воспроизведение листов, и расшифровку текстов Леонардо. На выставке представлен уникальный экземпляр, преподнесенный Сабашниковым королю Италии Умберто I и королеве Маргарите Савойской, с посвящением составителей, написанным в подражание Леонардо в зеркальном отражении.
Тема полета, центральная на выставке, продолжена двумя экспонатами, прибывшими из Национального музея науки и технологии в Милане, носящего имя Леонардо да Винчи и обладающего самой большой в мире коллекцией артефактов, посвященных его инженерному и гуманитарному наследию. Две эти реконструкции механизмов, спроектированные по чертежам и рисункам Леонардо, сами по себе уже раритеты: они были созданы к открытию музея в 1953 году. «Летательный аппарат с маховыми крыльями» должен был приводиться в действие механизмами, устроенными по принципу мышц. Вторая модель — «Конструкция крыла» — была описана Леонардо в Атлантическом кодексе, и крыло тут состоит из натяжной конструкции, от основной оси которой отходят спицы, сделанные из тростника. Видеоинсталляция «Когда замыслы обретают форму. Кодекс о полете птиц» современного итальянского исследователя и медиахудожника Франца Фишналлера призвана с помощью уже цифровых технологий погрузить зрителя в мир гениального изобретателя, а созданный специально к выставке сайт помогает ориентироваться в биографии и основных произведениях Леонардо.
Как подчеркивает директор Королевских музеев Турина Энрика Паджелла, «проведение выставки „Леонардо да Винчи. Универсальный человек“ — это исключительная возможность представить новой аудитории итальянскую культуру и работы одного из самых выдающихся мастеров, воплощающего в себе творческий гений итальянского Возрождения, — Леонардо да Винчи, художника, который объединил поиск художественной формы с техническими исследованиями и возвел их на уровень высшей эстетической ценности».
Как удалось привезти в Екатеринбург подлинник Леонардо? Наверное, это первый раз за всю историю города?
Над выставкой мы работали два года, планировали организовать ее к «Иннопрому» 2020 года. Но поскольку в прошлом году это мероприятие отменили, то и выставка задержалась. За прошедший год немного изменился состав проекта. Изначально планировалось привезти оригинал Кодекса о полете птиц, но в итоге мы показываем первое факсимильное издание кодекса, а оригинальной работой стал рисунок «Голова девушки». Насколько я знаю, раньше оригинальных работ Леонардо в Екатеринбурге не выставлялось. Привезти их получилось благодаря тому, что все этого очень хотели: и итальянская, и российская стороны, — а когда желание такое сильное, то все преграды преодолимы.
Расскажите о ваших впечатлениях от «Головы девушки».
Этот рисунок, пусть и небольшой, замечательно передает ощущение потока времени. С осознанием 500-летней глубины времен, сквозь которую мы видим лицо девушки, приходят и другие, эстетические переживания. Перед нами не религиозный или мифологический сюжет, а трогательный набросок лица неизвестного нам человека. Кажется, этот рисунок стал для меня произведением о том, как большой художник, увлеченный окружающим миром, сохранил образ своей героини для многих поколений зрителей. И о безусловной красоте, конечно.
Наверное, путешествие этого шедевра потребовало большой страховки?
Рисунок перевозился с соблюдением всех необходимых мер: самолетом, в сопровождении охраны, в климатическом ящике и стеклянном боксе, сделанных специально для этой работы. Страховая стоимость его довольно высока. Недавно была новость о продаже другого рисунка Леонардо — можно сравнить. (Рисунок «Голова медведя» размером 7 на 7 см был продан 8 июля на Christie’s за $12,2 млн. — TANR.) Несмотря на эти необходимые сложности, у нас все получилось, и работа оказалась в Екатеринбурге.
Какова концепция выставки в целом?
Концепция выставки емко отражена в словах «универсальный человек». Леонардо да Винчи воплотил идеал человека эпохи Возрождения, добившись выдающихся результатов в разных областях науки и искусства. На выставке можно оценить как его художественное дарование, так и широту научных познаний.
Здесь представлено издание знаменитого кодекса Леонардо о полете птиц. В чем уникальность этого издания?
Это факсимильное издание 1893 года, созданное по инициативе мецената Федора Васильевича Сабашникова. Он собрал разрозненные страницы кодекса и объединил их вновь. Примечательно, что это первое типографское издание кодекса. Его Федор Васильевич посвятил Маргарите Савойской, а собранный оригинал подарил королю Италии Умберто I. Читатель конца XIX века мог увидеть точное воспроизведение рукописей ученого.
Как в концепцию выставки вписаны реконструкции механизмов, придуманных Леонардо?
На выставке можно увидеть, насколько разнообразна была сфера научных интересов Леонардо да Винчи. Но основной мотив здесь — мечта о полете человека. Мечта очень смелая для своего времени. Кодекс о полете птиц знакомит зрителя с теоретическими рассуждениями — реконструкции механизмов позволяют лучше представить себе практическую сторону изучения вопроса.
Что для вас особенно важно на этой выставке?
Масштаб личности художника, чью работу мы выставляем. Возможность показать эту работу людям, которые, скорее всего, иначе никогда не смогут увидеть подобного. И конечно, возможность самому в своей практике прикоснуться к чему-то настолько популярному и безусловно великому.
Арт-галерея Ельцин Центра, Екатеринбург
«Леонардо да Винчи. Универсальный человек. Рисунки из Турина»
До 22 августа