Мраморный бюст из Капитолийских музеев — первый экспонат, который видят посетители большой выставки в Британском музее, посвященной личности римского императора Нерона (37–68, правил с 54). Его лицо легко узнаваемо и изображено точно так, как описывали недоброжелатели Нерона: тяжелые брови, выступающий квадратный подбородок, пухлые губы сластолюбца, неаккуратная отталкивающая борода. Проблема в том, что практически все это не соответствует действительности. Куратор выставки Торстен Оппер объясняет, что лишь часть этой скульптуры является римским оригиналом, а все остальное — искусно сделанная «клюква» XVII века. «С технической точки зрения это потрясающая работа», — говорит он о бюсте, создатель которого стремился отразить в своем произведении широко распространенные представления о пятом императоре Рима и последнем из династии Юлиев — Клавдиев. Он известен как человек, мать которого отравила его отчима для того, чтобы Нерон мог взойти на трон, а затем сама была убита сыном.
«Нерон — тот самый персонаж римской истории, о котором слышал практически каждый школьник, но пропасть между тем, что мы, как нам кажется, о нем знаем, и новейшими научными исследованиями огромна. Нам нужно попытаться перечеркнуть в своем сознании построенные на лжи и подтасовке фактов предания», — говорит куратор. Экспозиция призвана продемонстрировать, что под властью Нерона Рим процветал, а зернохранилища его были полны, были проведены денежная и налоговая реформы. Когда в 64 году вспыхнул знаменитый пожар, император находился почти в 50 км от Рима в своем дворце на морском побережье; после пожара он энергично взялся за восстановление города. Самый знаменитый его дворец, Domus Aurea — Золотой дом, действительно был очень большим и пышным, но археологи не нашли никаких свидетельств существования полуторакилометрового портика, 36-метровой статуи Нерона и вращающейся комнаты, описанных римским историком Светонием.
Однако это, по словам Оппера, не отменяет экстравагантности императора. «В Риме Нерона деньги лились рекой. По-видимому, подавляющее большинство помещений Золотого дома служили залами для пиров; от него следовало ожидать расточительных развлечений, в том числе угощения сената в полном составе. А если вы раз в неделю приглашаете попировать 600 человек, вам нужна очень большая трапезная».
Выставка объединила выдающиеся экспонаты, происходящие из разных концов Римской империи, в том числе прекрасные скульптуры и такие скромные, но красноречивые предметы, как недавно обнаруженный свинцовый слиток с печатью императора из одного из рудников в Британии, где Нерон увеличил объемы добычи за счет рабского труда.
В предисловии к выставочному каталогу директор Британского музея Хартвиг Фишер проводит параллели между событиями современности и историей демонизации Нерона. «Этот образ Нерона во многом перекликается с нашим временем, миром усугубляющихся социальных и экономических проблем, где фейкньюc, оспаривание фактов и поляризация мнений на фоне политических махинаций превратились в общее место».
Оппер, перечитавший за год локдаунов все античные источники, признает, что подлинная история по-прежнему ускользает от него. «Мы никогда не узнаем настоящего Нерона. Но деконструкция связанных с ним мифов дает нам возможность отчетливее увидеть общество его эпохи — очень интересного времени больших социальных чаяний в среде вольноотпущенников и жителей провинций и сильного напряжения и тревоги среди элит, — говорит он. — Мы можем опровергнуть ряд вымыслов и задать некоторое количество вопросов».
Британский музей
«Нерон. Человек за мифом»
До 24 октября