18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В поисках Нерона: новый взгляд на одиозного императора

№92
Материал из газеты

«Почти все, что, казалось бы, известно о нем, — неправда», — утверждает куратор новой выставки в Британском музее

Мраморный бюст из Капитолийских музеев — первый экспонат, который видят посетители большой выставки в Британском музее, посвященной личности римского императора Нерона (37–68, правил с 54). Его лицо легко узнаваемо и изображено точно так, как описывали недоброжелатели Нерона: тяжелые брови, выступающий квадратный подбородок, пухлые губы сластолюбца, неаккуратная отталкивающая борода. Проблема в том, что практически все это не соответствует действительности. Куратор выставки Торстен Оппер объясняет, что лишь часть этой скульптуры является римским оригиналом, а все остальное — искусно сделанная «клюква» XVII века. «С технической точки зрения это потрясающая работа», — говорит он о бюсте, создатель которого стремился отразить в своем произведении широко распространенные представления о пятом императоре Рима и последнем из династии Юлиев — Клавдиев. Он известен как человек, мать которого отравила его отчима для того, чтобы Нерон мог взойти на трон, а затем сама была убита сыном.

«Нерон — тот самый персонаж римской истории, о котором слышал практически каждый школьник, но пропасть между тем, что мы, как нам кажется, о нем знаем, и новейшими научными исследованиями огромна. Нам нужно попытаться перечеркнуть в своем сознании построенные на лжи и подтасовке фактов предания», — говорит куратор. Экспозиция призвана продемонстрировать, что под властью Нерона Рим процветал, а зернохранилища его были полны, были проведены денежная и налоговая реформы. Когда в 64 году вспыхнул знаменитый пожар, император находился почти в 50 км от Рима в своем дворце на морском побережье; после пожара он энергично взялся за восстановление города. Самый знаменитый его дворец, Domus Aurea — Золотой дом, действительно был очень большим и пышным, но археологи не нашли никаких свидетельств существования полуторакилометрового портика, 36-метровой статуи Нерона и вращающейся комнаты, описанных римским историком Светонием.

Однако это, по словам Оппера, не отменяет экстравагантности императора. «В Риме Нерона деньги лились рекой. По-видимому, подавляющее большинство помещений Золотого дома служили залами для пиров; от него следовало ожидать расточительных развлечений, в том числе угощения сената в полном составе. А если вы раз в неделю приглашаете попировать 600 человек, вам нужна очень большая трапезная».

Выставка объединила выдающиеся экспонаты, происходящие из разных концов Римской империи, в том числе прекрасные скульптуры и такие скромные, но красноречивые предметы, как недавно обнаруженный свинцовый слиток с печатью императора из одного из рудников в Британии, где Нерон увеличил объемы добычи за счет рабского труда.

В предисловии к выставочному каталогу директор Британского музея Хартвиг Фишер проводит параллели между событиями современности и историей демонизации Нерона. «Этот образ Нерона во многом перекликается с нашим временем, миром усугубляющихся социальных и экономических проблем, где фейкньюc, оспаривание фактов и поляризация мнений на фоне политических махинаций превратились в общее место».

Оппер, перечитавший за год локдаунов все античные источники, признает, что подлинная история по-прежнему ускользает от него. «Мы никогда не узнаем настоящего Нерона. Но деконструкция связанных с ним мифов дает нам возможность отчетливее увидеть общество его эпохи — очень интересного времени больших социальных чаяний в среде вольноотпущенников и жителей провинций и сильного напряжения и тревоги среди элит, — говорит он. — Мы можем опровергнуть ряд вымыслов и задать некоторое количество вопросов».

Британский музей
«Нерон. Человек за мифом»
До 24 октября

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+