18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

В поисках Нерона: новый взгляд на одиозного императора

№92
Материал из газеты

«Почти все, что, казалось бы, известно о нем, — неправда», — утверждает куратор новой выставки в Британском музее

Мраморный бюст из Капитолийских музеев — первый экспонат, который видят посетители большой выставки в Британском музее, посвященной личности римского императора Нерона (37–68, правил с 54). Его лицо легко узнаваемо и изображено точно так, как описывали недоброжелатели Нерона: тяжелые брови, выступающий квадратный подбородок, пухлые губы сластолюбца, неаккуратная отталкивающая борода. Проблема в том, что практически все это не соответствует действительности. Куратор выставки Торстен Оппер объясняет, что лишь часть этой скульптуры является римским оригиналом, а все остальное — искусно сделанная «клюква» XVII века. «С технической точки зрения это потрясающая работа», — говорит он о бюсте, создатель которого стремился отразить в своем произведении широко распространенные представления о пятом императоре Рима и последнем из династии Юлиев — Клавдиев. Он известен как человек, мать которого отравила его отчима для того, чтобы Нерон мог взойти на трон, а затем сама была убита сыном.

«Нерон — тот самый персонаж римской истории, о котором слышал практически каждый школьник, но пропасть между тем, что мы, как нам кажется, о нем знаем, и новейшими научными исследованиями огромна. Нам нужно попытаться перечеркнуть в своем сознании построенные на лжи и подтасовке фактов предания», — говорит куратор. Экспозиция призвана продемонстрировать, что под властью Нерона Рим процветал, а зернохранилища его были полны, были проведены денежная и налоговая реформы. Когда в 64 году вспыхнул знаменитый пожар, император находился почти в 50 км от Рима в своем дворце на морском побережье; после пожара он энергично взялся за восстановление города. Самый знаменитый его дворец, Domus Aurea — Золотой дом, действительно был очень большим и пышным, но археологи не нашли никаких свидетельств существования полуторакилометрового портика, 36-метровой статуи Нерона и вращающейся комнаты, описанных римским историком Светонием.

Однако это, по словам Оппера, не отменяет экстравагантности императора. «В Риме Нерона деньги лились рекой. По-видимому, подавляющее большинство помещений Золотого дома служили залами для пиров; от него следовало ожидать расточительных развлечений, в том числе угощения сената в полном составе. А если вы раз в неделю приглашаете попировать 600 человек, вам нужна очень большая трапезная».

Выставка объединила выдающиеся экспонаты, происходящие из разных концов Римской империи, в том числе прекрасные скульптуры и такие скромные, но красноречивые предметы, как недавно обнаруженный свинцовый слиток с печатью императора из одного из рудников в Британии, где Нерон увеличил объемы добычи за счет рабского труда.

В предисловии к выставочному каталогу директор Британского музея Хартвиг Фишер проводит параллели между событиями современности и историей демонизации Нерона. «Этот образ Нерона во многом перекликается с нашим временем, миром усугубляющихся социальных и экономических проблем, где фейкньюc, оспаривание фактов и поляризация мнений на фоне политических махинаций превратились в общее место».

Оппер, перечитавший за год локдаунов все античные источники, признает, что подлинная история по-прежнему ускользает от него. «Мы никогда не узнаем настоящего Нерона. Но деконструкция связанных с ним мифов дает нам возможность отчетливее увидеть общество его эпохи — очень интересного времени больших социальных чаяний в среде вольноотпущенников и жителей провинций и сильного напряжения и тревоги среди элит, — говорит он. — Мы можем опровергнуть ряд вымыслов и задать некоторое количество вопросов».

Британский музей
«Нерон. Человек за мифом»
До 24 октября

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+