18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Операция «Берлин-202»

№93
Материал из газеты

Как США вывезли коллекцию старых мастеров из берлинских музеев сразу после Второй мировой, устроили им тур по 14 американским городам, но потом все-таки вернули назад

Скандальная операция, после которой армию США обвинили в разграблении культурных сокровищ Германии, стала темой выставки «Живопись, политика и „хранители памятников“. Берлинские шедевры в Америке» (9 июля — 3 октября) в Художественном музее Цинциннати. Она посвящена темной истории, произошедшей сразу после окончания Второй мировой войны, когда 14 крупных музеев США оказались втянуты в то, что куратор из Цинциннати Питер Джонатан Белл назвал «сомнительной с точки зрения морали» авантюрой, одобренной на государственном уровне.

В 1945 году американские члены Mo­nu­ments Men («хранители памятников», вариант перевода — «охотники за сокровищами»), группы офицеров армии союзников, чьей задачей было спасти художественные ценности, награбленные нацистами, рисковали пойти под трибунал: они протестовали против решения генерала Дуайта Д.Эйзенхауэра перевезти 202 картины старых мастеров из государственных музеев Берлина в США якобы на временное хранение. Их мнение проигнорировали, и коллекция, получившая название «Берлин-202», отправилась на хранение в Национальную художественную галерею в Вашингтоне. В 1949 году работы вернулись в Германию, но до этого они выставлялись в американской столице, а затем проехались по музеям США. Турне началось с Метрополитен-музея в Нью-Йорке и включало остановки в Филадельфии, Чикаго, Бостоне, Детройте, Кливленде, Миннеаполисе, Портленде, Сан-Франциско, Лос-Анджелесе, Сент-Луисе, Питтсбурге и Толидо.

Эта история началась в апреле 1945 года, когда американские солдаты обнаружили в соляных шахтах недалеко от коммуны Меркерс-Кизельбах в Центральной Германии невероятный клад — множество произведений искусства, которые нацисты спрятали от бомбардировок. «Хранители памятников» доставили их в центральный пункт сбора в Висбадене, чтобы возвратить законным владельцам. Огромное количество работ успешно вернули, но на лучших старых мастеров из Берлина положили глаз.

Американское военное командование решило, что 202 картины должны быть временно вывезены в США — якобы на том основании, что «для обеспечения их безопасности в Германии нет квалифицированного персонала», как было указано в официальном заявлении Белого дома. Среди них были работы Фра Анджелико, Беллини, Брейгеля, Веласкеса, Вермеера, Гольбейна, Дюрера, Караваджо, Кранаха, Мане, Пуссена, Рафаэля, Рембрандта, Рубенса, Тинторетто, Тициана, Тьеполо, Шардена, ван Эйка.

Уолтер Фармер (1911–1997), глава центрального пункта в Висбадене, был шокирован решением военных. Он опасался, что оно повредит репутации «хранителей памятников» и поставит под угрозу состояние картин, а позже назвал решение американских властей «мародерством». В ноябре 1945 года Фармер и его коллеги подписали петицию, адресованную вышестоящему руководству. Бумагу, получившую название «Висбаденский манифест», военные проигнорировали, хотя ставший общественным достоянием документ вызвал беспокойство в художественных кругах.

Картины отправили морем в Америку, и уже через месяц они оказались в хранилище Национальной галереи. Через два с небольшим года американцы решили вернуть «Берлин-202», но сперва коллекция должна была проехаться по художественным музеям страны. Чиновники тогда заявляли, что работы перевезли в США исключительно «в целях спасения и защиты и лишь до тех пор, пока они не будут благополучно возвращены прежним владельцам», но, по мнению Белла, «было бы преувеличением назвать турне по нескольким музеям более безопасным, чем просто хранение в музейном здании в Германии или в Вашингтоне». Всего выставки немецких экспонатов в США посетило почти 2,5 млн человек. Затем картины вернули в Германию, собрание доставили в Висбаден к маю 1949 года.

Возвращенные ценности оставались там до 1956 года, потом их перевезли в музей в Далеме, западном пригороде Берлина в американской зоне, и лишь в 1998 году, через восемь лет после воссоединения страны, произведения наконец-то вернулись в центр Берлина. Большинство из них теперь хранится в Берлинской картинной галерее. Выставка в Цинциннати включает 4 из тех 202 работ. Это картина, приписываемая Конраду Вицу, работы Филипса Конинка и Антуана Ватто, а также «Портрет девушки» Сандро Боттичелли.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+