18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Реставраторы задумались о том, как спасти пластмассу от неизбежного разрушения

№93
Материал из газеты

Изучение предметов из пластика, произведенных в Восточной Германии, позволит лучше понять, какими путями они стареют и разрушаются

Фены, телевизоры, печатные машинки и сотни других изделий из пластика, произведенных в Германской Демократической Республике в период с 1949 по 1990 год, изучат в рамках сов­местного исследовательского проекта Института реставрации Гетти, расположенного неподалеку от Лос-Анджелеса Wende Museum («Музей перемен», Wende — термин, обозначающий объединение Германии) и мюнхенского музея дизайна «Новая коллекция».

Консервация и реставрация пластика — сложная отрасль, развитие которой началось лишь в 1990-е годы. Различные виды пластика, произведенные из всевозможных веществ при помощи разных технологических процессов, стареют не одинаково: одни приобретают хрупкость и трескаются, другие плавятся и становятся липкими, третьи идут пузырями и искривляются. Многие бледнеют или меняют цвет. Поэтому, как объясняет старший научный сотрудник Института реставрации Гетти Одиль Мэдден, их реставрация требует очень разных подходов в зависимости от состава. «Миска из нитроцеллюлозы будет стареть совсем не так, как миска из ацетилцеллюлозы, и методы ухода за ними, скорее всего, не будут похожи», — говорит она.

Тим Бехтольд, возглавляющий отдел реставрации «Новой коллекции», сетует, что информации о методах реставрации и уходе за предметами из пластика по-прежнему очень мало. «Наша задача заключается в том, чтобы составить инструкции для музеев и коллекционеров, помогающие им установить, с какими именно материалами они имеют дело, узнать, как они стареют, а в идеале — и как с ними обращаться», — говорит он.

ГДР была крупным производителем пластика, который массово экспортировался как в Восточную Европу, так и на Запад. Бехтольд рассказывает, что западногерманские каталоги вроде Quelle и Otto продавали восточногерманские товары под другими названиями, чтобы скрыть их происхождение. В рамках проекта будет изучено около 600 объектов из ГДР, находящихся в собраниях Wende Museum и «Новой коллекции». Через два года в мюнхенской Пинакотеке современности должна пройти выставка под рабочим названием «Пластиковый дом».

Цитата
Александра Санькова
Директор Московского музея дизайна

У нас в коллекции очень много предметов из пластика. Одних только слайдов более 25 тыс., и еще около 5 тыс. экспонатов — это одежда (например, плащи), посуда, игрушки, аудио- и видеотехника. Этим предметам нужны особые условия хранения — защита от света и высокой температуры, так как главная проблема пластмасс состоит в том, что они выцветают и становятся хрупкими.

Мы следим за ними: моем, подкрашиваем сколы (нас консультируют в ГосНИИРе и помогает художник из Строгановки). Но настоящей реставрацией это назвать нельзя — это просто приведение в экспозиционный вид. В ГосНИИРе (а также в ВХНРЦ им. Грабаря. — TANR) специалистов по пластмассам нет. Это большая проблема. На реставрационных отделениях в России такому не учат, а вот в учебных заведениях Нидерландов есть специальность «реставратор новых материалов», в ведение которого входит пластик. Это очень востребованная профессия, ведь многие предметы, ставшие иконами дизайна, созданы из пластика. В Музее дизайна Брюсселя (ADAM) хранится 2 тыс. пластиковых предметов, собранных в 1980-е годы коллекционером Филиппом Деселем. В немецком Музее дизайна Vitra немало культовых объектов (в частности, стулья Вернера Пантона) сделано в 1960-х из единого куска пластмассы; сидеть на них уже нельзя, они слишком хрупкие и не выдержат вес человека.

При создании коллекции мы постоянно с этим сталкиваемся. Например, советские куклы-неваляшки. Очень трудно найти экземпляр, который сохранил бы оригинальный красный цвет и две «пуговки» на животе. Пластиковые упаковки от советских подарков с кремлевских елок в виде башен и пятиконечных звезд — уже все бледно-розовые, а не красные. Упаковку вообще трудно найти в хорошем состоянии: никому в голову не приходило ее хранить, ведь это расходный материал.

На мой взгляд, золотое дно — заняться реставрацией и восстановлением пластика. Ведь рано или поздно это потребуется и частным коллекционерам, и музеям. Скажем, легендарные радиоприемники ВЭФ (их производили с 1924 года): сломалась клавиша переключения — и все, замены не найти. А любители старых автомобилей! Они ищут по всему миру бакелитовые ручки рычагов и кнопки, потому что современных аналогов никто не производит. 

Еще…

Преподаватель Института реставрационных наук при Техническом университете Кельна Фридерике Вентиг уверена, что в многочисленных документах из архива Wende Museum можно найти ценную информацию о процессах и веществах, которые использовались в восточногерманском производстве пластика. Если на Западе в 1970–1980-е годы были широко распространены такие одноразовые изделия из пластика, как бритвенные станки и посуда, то ГДР, по ее словам, не была свойственна расточительность, «вещи создавались, чтобы служить три-четыре десятилетия».

Мэдден рассказывает, что сначала исследователи подробно изучат избранные объекты из двух коллекций и установят компоненты и процессы, использованные при их изготовлении. Для анализа материалов потребуются не только микроскопы, но и такое оборудование, как инфракрасные и рентгенофлуоресцентные спектрометры. После идентификации материалов можно будет разработать подходящие для каждого предмета методы реставрации и консервации.

Хотя разные виды пластика стареют по-разному, их объединяет одно: старение отнюдь не улучшает внешний вид объекта. «Такие понятия, как патина, выдержанность временем — вроде романтики руин, которую мы ассоциируем с металлами и древесиной, к пластику не применимы, — говорит Мэдден. — От старого пластика никто не в восторге, кроме разве что реставраторов и ученых». 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+