18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Солигалич: древнерусский форпост и минеральный курорт

Архаичный город, напоминающий о временах до Золотого кольца, когда путешествие по древним землям Московского княжества было путешествием во времени

На севере Костромской области, на реке Костроме стоит Солигалич, или Соль Галицкая, — один из древнейших городов России, основанный в 1335 году. Доехать сюда можно только одним путем — по автомобильной дороге от Галича через Чухлому, построенной в конце 1970-х годов. В это сложно поверить, но еще в середине XX века асфальтового шоссе в Солигалич не было. Таких мест на карте России достаточно, но обычно они находятся гораздо севернее и в более удаленных, чем Костромская область, местах. Поэтому главная особенность Солигалича — это уединенность и связанная с ней драгоценная архаичность.

Солигалич застыл в том сонном состоянии, которое описывала русская литература XIX века, с одинокими вкраплениями вне­временного модернизма, будь то кирпичный ресторан «Солигалич», напоминающий о советской архитектуре Золотого кольца, или огромное, как космический корабль, здание Дворца культуры, построенное на излете СССР. Более 90% местной застройки — деревянные дома; центрального отопления нет, поэтому над городом всегда стоит приятный запах печного дыма, а на улицах можно встретить аккуратные, не без изя­щества сложенные поленницы. Это один из редких русских городов, где можно попробовать продукты местного производства: сыр и масло, пряники в подарочной упаковке, собственный лимонад в стекле с ностальгической этикеткой, который делают из солигаличской минеральной воды.

Откуда здесь минеральная вода? Уже в XIV веке Солигалич был одним из центров солеварения Московского княжества, а в XVII веке достиг зенита своего богатства и славы. Исторически город был гораздо больше связан с Русским Севером, чем с Костромой, и стоял на торговом пути, по которому на реку Сухона в нынешнюю Вологодскую область отправлялись целые караваны судов. Однако уже к концу XVIII столетия местное соляное производство иссякло. В 1841 году Василий Кокорев, один из богатейших людей в Российской империи, происходивший из рода солигаличских купцов, открыл на месте соляных варниц водолечебницу. Этому предшествовало случайное обнаружение минеральной воды во время бурения при попытке возобновить добычу соли.

Бальнеологический курорт и сегодня располагается в центре Солигалича и носит имя композитора Александра Бородина. Химик по образованию, он был приглашен Кокоревым — не только успешным предпринимателем, но и известным в Петербурге меценатом, — чтобы исследовать состав солигаличской минеральной воды. Воду признали полезной для лечения самых разных заболеваний, и курорт просуществовал до 1878 года.

«Будучи местом отдыха, санаторий Бородина предоставляет своим гостям широкий спектр услуг и развлечений на среднем уровне», — гласит сайт санатория сегодня, и вид по-советски спартанских номеров с удобствами на этаже заставляет согласиться с тем, что высшего уровня комфорта бальнеолечебница не предоставляет. Возможно, в XIX веке у Солигалича были шансы превратиться в местный Баден-Баден, но трудности с дорогой, которых не избежать и сейчас, уже тогда сказывались на его популярности.

Главная достопримечательность Солигалича — Рождественский собор. Его начали строить в 1668 году на средства первой супруги царя Алексея Михайловича Марии Милославской, выросшей в отцовской усадьбе Корцово под Солигаличем, и остановили строительство уже в следующем году в связи со смертью царицы. Стены были возведены, но так и не покрыты сводами — в храме выросли березы и кусты малины. Лишь в 1792–1794 годах здание было достроено артелью из Великого Устюга, прибавившей к мощному объему XVII века пять ярусных глав в стиле следующего столетия. Увы, уже в начале XIX века в стенах храма появились трещины, и пришлось возвести контрфорсы в восточной части. Сегодня Рождественский собор пребывает в аварийном состоянии, трещины в его стенах требуют многомиллионного федерального проекта восстановления, но об этом пока речи не идет.

Еще один примечательный храмовый комплекс — здания бывшего Воскресенского монастыря, построенные в 1663–1669 годах. Основан он был еще в 1335 году галичским князем Федором Семеновичем, и с него началась история города Солигалич.

Местный краеведческий музей расположен в самом центре, рядом с торговыми рядами, и его надо обязательно посетить, чтобы увидеть портреты дворян Черевиных и Лермонтовых, написанные местным художником Григорием Островским в конце XVIII века. Несомненные шедевры провинциальной «наивной» живописи, в 1923 году портреты вместе с другими ценностями из усадьбы Нероново поместили в фонды краеведческого музея, где в 1972 году их обнаружил и отправил на реставрацию директор Костромского музея изобразительных искусств Виктор Игнатьев. Портреты Черевиных чуть было не увезли в Третьяковскую галерею, но сотрудники местного музея отстояли право показывать их в Солигаличе. Художница Татьяна Назаренко поместила портрет Елизаветы Петровны Черевиной на картину «Московский вечер», где романтический сюжет эпохи застоя разворачивается на фоне зимних столичных улиц.

Солигалич сложно назвать туристическим городом — это транспортный тупик, куда доберется только целеустремленный путешественник и где его ожидает заслуженная награда. Сюда стоит ехать за природной и градостроительной чистотой, за современным народным деревянным зодчеством, а также за особым ритмом жизни, в котором «вчера» и «пятьдесят лет назад» имеют одинаковое временное измерение. 


Торговые ряды

Главная площадь Солигалича некогда была оживленным торговым местом, с двух сторон ее окружали деревянные торговые ряды 1830-х годов постройки, которые специалисты считают оммажем Красным рядам архитектора Василия Стасова в Костроме. Увы, неудачная попытка реставрации западного корпуса привела к тому, что ряды почти обвалились. Сегодня они закрыты защитной сеткой, реставрацию обещали начать в 2020 году. Восточный фасад в 1990-е был обшит новыми досками и в значительной степени утратил аутентичный облик.

Костромская обл., г. Солигалич, ул. Советская


Нероново

В глухом лесу в 30 км от Солигалича сохранилась усадьба древнего дворянского рода Черевиных. До наших дней почти полностью дошел усадебный комплекс в Неронове: господский дом, храм Воскресения 1793 года с роскошным барочным иконостасом, дом управляющего, баня, некрополь и остатки регулярного парка. В советское время здесь была школа-коммуна, затем дом инвалидов войны, а с 1960-х годов — психоневрологический интернат. Именно из Неронова происходят портреты дворян Черевиных, выставленные в солигаличском музее.

Костромская обл., Солигаличский р-н, д. Нероново


Терем в Асташове

Остановиться с комфортом в Солигаличе вряд ли получится, но неподалеку расположена одна из главных туристических точек на карте Костромской области — восстановленный в 2000-е годы деревянный терем богатого крестьянина-отходника Мартьяна Сазонова. Терем в бывшей деревне Асташово находится в частных руках и работает как гостевой дом, а сам по себе он примечателен в качестве одного из немногих в России примеров научной реставрации и приспособления деревянного здания.

Костромская обл., Чухломский р-н, д. Асташово


Сапоговаляльный цех

В Солигаличе неподалеку от Рождественского собора находится местная фабрика валенок, где обрабатывают вой­лок на станках 1940-х годов и по дедовским технологиям. Сапоговаляльный цех, как его здесь называют, занимает здание бывшего храма Николая Чудо­творца, построенное в 1898 году; готовые валенки сушат в бывшей апсиде. Здесь же, у стены храма, в 1918 году были расстреляны участники антисоветского бунта. Посетить производство можно, купив билет в фабричном магазине на соседней улице.

Костромская обл., г. Солигалич, ул. Вылузгина, 54

Вместе с антропологом Дмитрием Опариным Мария Семендяева ведет подкаст «Тоже Россия», где они делятся впечатлениями о путешествиях порой в самые отдаленные уголки страны и обсуждают наше культурное разнообразие — от заброшенных церквей до индустриальных «заброшек». Отдельные выпуски посвящены терему в Асташове и усадьбе Нероново

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+