18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Ретроспектива супрематиста и космиста Ивана Кудряшова проходит в Третьяковке

№93
Материал из газеты

Разделы выставки «Иван Кудряшов. К 125-летию со дня рождения» соответствуют основным этапам жизни художника

Довольно давно уже в отношении художников «первого авангарда», дореволюционного и советского, выстроена четкая иерархия. Мы без запинки скажем, какие фигуры там были главными, а какие второстепенными. Эта иерархия отнюдь не безосновательна, но восходит она к периоду «бури и натиска», когда все только зарождалось, формулировалось и требовало практической реализации. Ключевые герои успели сделать многое, но их последователи очень быстро оказались на обочине, по сути, вне закона. Так что принятая иерархия и объективна, и несправедлива одновременно.

Иван Кудряшов (1896–1972), персональная выставка которого сейчас проходит в Государственной Третьяковской галерее, был среди тех, чей потенциал накануне директивного сворачивания авангарда лишь начинал раскрываться по-настоящему. Он с юности был захвачен идеями «левого искусства», учился в Москве во Вторых государственных свободных художественных мастерских (ГСХМ), откуда в 1920 году был командирован в Оренбург с просветительской миссией. При его активнейшем участии здесь создавался филиал ГСХМ, а также еще один авангардный форпост — филиал витебского Уновиса (объединение «Утвердители нового искусства»), возглавляемого Казимиром Малевичем.

Это сотрудничество обещало грандиозные перспективы, но уже в 1922-м Кудряшов был вынужден вернуться в столицу, столкнувшись с неприятием своих новаторских замыслов. Впрочем, энтузиазма он не утратил и в Москве продолжил авангардные эксперименты, двигаясь в сторону космизма. За это он подвергался постоянной критике, а в 1938 году был исключен из Московского союза художников. Только с наступлением оттепели художник вновь стал привлекать к себе внимание — хотя и в очень узких кругах. Он оказался в числе тех немногих, кто смог напрямую донести прежние авангардные установки до сознания следующих поколений.

Нынешняя выставка — первая основательная ретроспектива творчества Ивана Кудряшова. Кураторы Ирина Пронина и Игорь Стрекалов привлекли к работе над проектом всех важнейших держателей наследия художника. Помимо ГТГ, это еще пять институций: Государственный Русский музей, Вятский художественный музей им. В.М. и А.М.Васнецовых, Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В.Савицкого в Нукусе, Государственный музей современного искусства в Салониках и Центр Помпиду в Париже. Суммарно набралось более полутора сотен экспонатов, среди которых не только работы самого Кудряшова, но и произведения некоторых его коллег, значимые для контекста выставки, а также фотографии и архивные документы. Добавим, что специально для этого показа выстроен объемный макет, реконструирующий супрематическую, начала 1920-х, роспись Кудряшова для Оренбургского городского (1-го Советского) театра. Вероятно, молодой художник тогда не рассматривал эту работу в качестве opus magnum, но по факту вышло именно так. 

Новая Третьяковка
«Иван Кудряшов. К 125-летию со дня рождения»
До 22 августа

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+