Региональные краеведческие музеи ждет масштабное обновление по аналогии с библиотеками, которые за последние несколько лет превратились в современные многофункциональные пространства. Их ждет масштабное обновление по аналогии с библиотеками, которые за последние несколько лет превратились в современные многофункциональные пространства. Документ обещают подготовить уже к сентябрю, а сама программа заработает с начала следующего года. Она распространится как на крупные региональные институции, так и на небольшие сельские учреждения.
Идея проекта — адаптировать краеведческие музеи к сегодняшним стандартам, сделать их более привлекательными, прежде всего для детей и молодежи.
«Мы хотим вместе с Союзом музеев России, вместе с профессиональным сообществом создать новую модель краеведческого музея, чтобы было интересно, чтобы была возможность школьникам приходить с экскурсиями… От привычной ретроградной формы надо двигаться вперед, сохраняя все лучшее, что у нас есть», — цитирует Интерфакс министра культуры Ольгу Любимову. По ее словам, музеям предстоит переосмыслить известный слоган «Знай, люби и уважай свой край» в контексте современного мультимедийного пространства. Средства на реновацию будут выделены в рамках нацпроекта «Культура», уточнила министр.
Сами музеи рассчитывают прежде всего на техническое переоснащение. Тарусский музейно-краеведческий центр «Дом Позняковых» сегодня занимает один из двух этажей в здании XIX века. Для полноценной работы музею не хватает площадей, где можно было бы проводить лекции, мастер-классы, публичные мероприятия, сетует его директор Наталья Зайченко. «Реновация должна подразумевать в первую очередь пространственные решения. В нашем случае речь идет о передаче в пользование всего здания и прилегающей территории. Это позволит открыть здесь кафе, магазин, создать комфортную и привлекательную среду. Для модернизации экспозиции необходимы сенсорные экраны и другая техника. Сегодня музеи должны работать по-новому, чтобы оставаться интересными людям. Для привлечения молодежи нужна развлекательная составляющая, и мы уже начали перестраивать свою программу. Раньше у нас были академические экскурсии, одинаковые для всех. Сейчас мы делаем их более адресными. Например, для детей устраиваем интерактивные экскурсии и театрализованные представления», — говорит Зайченко. По ее словам, ежегодно «Дом Позняковых» посещают свыше 11 тыс. человек, а после запуска программы реновации посещаемость может вырасти в несколько раз.
Реновация краеведческих музеев не единственная инициатива Минкульта, направленная на развитие культурных учреждений в регионах. В апреле 2021 года ведомство объявило о запуске проекта «Музейные маршруты России», который поможет локальным музеям активнее популяризировать свое наследие и привлекать больше посетителей.
Программа будет реализована совместно с туроператорами, руководством Российского союза туриндустрии и Ассоциации туроператоров России.
Вместе со специалистами по территориальному развитию, маркетологами и бренд-менеджерами они разработают стратегии продвижения музеев. Необходимость такого проекта в министерстве объяснили потерями, которые понесли и продолжают нести российские музеи из-за пандемии.