18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Как коммерческая фотография ХХ века предвосхитила современное искусство

Из программы биеннале «Мода и стиль в фотографии» в МАММ независимый арт-критик Владимир Дудченко выбрал две выставки, где коммерческие по сути фотографы ХХ века оказываются предтечами современных художников

Две выставки в рамках биеннале «Мода и стиль в фотографии» стоят особняком. Обе проходят в Мультимедиа Арт Музее. Это «Индустриальная Италия 1920–1960. Фотографии Джироламо Бомбелли» (куратор — Франческа Фабиани) и «„Здесь цель одна — доставить развлеченье“. Фотографы студии Джона Хайнда: Эльмар Людвиг, Эдмунд Негеле, Дэвид Ноубл» (куратор — Мартин Парр). Вообще говоря, это техническая фотография, утилитарная, причем не в том смысле, который мы обыкновенно ожидаем от моды и глянца. Но как раз такого рода визуальные исследования расширяют наше представление о фотографии как медиуме и заполняют недостающие пустоты в истории ее развития.

Джироламо Бомбелли (1882–1969) выполнял коммерческие заказы итальянских фабрик и заводов с 1920-х годов. Межвоенная индустриализация создавала инфраструктуру и рабочие места по всему миру, этот процесс требовал освещения. Бомбелли фотографирует промышленные пространства и окрестности и делает это в стиле, резко контрастирующем с привычными нам образами советской (Дмитрий Бальтерманц, Иван Шагин) или американской (Чарльз Шилер, Пол Стренд) документалистики. Или квазидокументалистики: заказчиком канонических снимков Шилера был Форд, заказчиками советских авторов были в основном печатные издания, у которых имелся собственный продюсер в лице государства, формировавшего оптимистический канон. Мировым трендом была энергия стройки и человеческого преодоления, острые ракурсы, контражур. Можно сказать, что логику нового видения (международного фотографического явления) Бомбелли вполне понимал и использовал, но его промышленность неизменно снята в холодном и отстраненном ключе. Глубина резкости, работа с естественным светом. Чистота и покой. Живые существа если и появляются, то мельком, не как герои, а как пользователи или потребители. Бренные люди — маркеры эпохи: то, как они одеты, как причесаны, как обедают, выдает время. А прекрасные станки, цеха и коридоры говорят нам о нетленном модернизме вообще. 1920-е — 1960-е — точнее и не скажешь.

Индустриализация с поправкой на дизайн и пользовательские качества всего на свете, от унитазов до интерьеров, в конце концов превратила Северную Италию в законодательницу моды и стиля. В некотором смысле ледяная изобразительность и эстетизация механизмов предшествуют европейскому поп-арту и определяют его.

Выставка «Здесь цель одна — доставить развлеченье» через европейскую бытовую культуру рифмуется с Бомбелли, только здесь уже модернизм схлынул, наступило время развлечений.

Фотограф и куратор Мартин Парр является неутомимым коллекционером открыток и разного рода уникальных предметов (на моей памяти во время визита в Москву он пытался купить скафандр). Причем именно через эти артефакты он рассказывает собственную историю, будь то история вещей или фотографии. В 2002 году на фестивале в Арле он курировал выставку «Открытки Мартина Парра, включая снимки отелей Butlin’s, сделанные Джоном Хайндом», а позднее в том же году — выставку, которая сейчас воссоздана в МАММ. Тогда же вышла одноименная книга, с тех пор неоднократно переизданная.

Досье

Что такое Butlin’s?

Центры Butlin’s совершили революцию в сфере массового отдыха. Впервые модель «все включено» появилась именно в них благодаря британскому предпринимателю Билли Батлину. Послевоенное время стало золотой эпохой клубов Батлина, предлагавших доступный отдых. Здесь было трехразовое питание, а также всевозможные развлечения — от бальных танцев до катания на монорельсе. Клубы пользовались бешеной популярностью у британцев. Сам Батлин хотел, чтобы в его центрах царила «добродушная и расслабленная атмосфера», о чем свидетельствует выбранный им слоган: «Здесь цель одна — доставить развлеченье». Эту фразу он увидел на ярмарке на уличном органе и лишь много лет спустя узнал в ней цитату из комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь». В 1965 году, желая обновить образ своих курортных комплексов, Билли Батлин обратился к английскому фотографу Джону Хайнду, который в 1956 году основал собственную фирму по производству открыток.

Еще…

В 2008 году в Aperture выходит толстенный двухтомник «Мир Мартина Парра», тома предсказуемо называются «Открытки» и «Объекты». И там есть изображения, которые можно увидеть сейчас в Москве, только здесь это цифровая печать полтора метра в поперечнике, а в конце 1950-х — начале 1970-х все было сложнее. Печатали в несколько цветов, это была очень кропотливая работа. Авторы — сотрудники студии Хайнда Эльмар Людвиг, Эдмунд Негеле, Дэвид Ноубл — летали в типографии в Милан, потому что там можно было получить самое высокое качество. Результат по нынешним временам все равно кажется несовершенным и наивным, но находками той поры пользуются до сих пор. Нарвать пестрых цветов и натыкать на переднем плане. Красные свитеры важны. Красивые девушки притягивают взгляд.

Что значат открытки для Парра? Это свидетельство раннего европейского цвета, выраставшего не из глянца и не из документа и ни в коем случае не из американской интеллектуальной фотографии 1970-х, а из вернакуляра, из бытового развлечения. Потребители — это покупатели, которые хотят послать яркий привет своим друзьям по почте (в то время не было социальных сетей). Парр даже курировал выставку «Цвет перед цветом. Ранние цветные фотографии из Европы» (2007), где показывал разнообразие подходов, применявшихся на континенте задолго до мастеров цветной фотографии Уильяма Эгглстона и Стивена Шора. А деятельность Джона Хайнда и его студии как раз и дает нам представление о фотографии родом напрямую из поп-культуры, которая развивалась по собственным законам, минуя музей и интеллектуализм. Из которой отчасти родом и сам Парр.

Показательным примером британского юмора является название выставки — это строчка из Шекспира. Знаменитый английский драматург был актером и режиссером, а драма в его эпоху была сугубо бытовым жанром. Эти слова из «Сна в летнюю ночь» произносят актеры, актеров же по сюжету пьесы играющие — матрешка внутри матрешки. Но с течением времени бытовой Шекспир стал той мерой вкуса и стиля, которой мерят мировую поэзию. Так и Мартин Парр со своей любовью к быту и бренному выглядывает сегодня из каждого второго молодого фотографа. А через него — фотографы студии Хайнда.

Мультимедиа Арт Музей, Москва
«Индустриальная Италия 1920–1960.
Фотографии Джироламо Бомбелли»
«„Здесь цель одна — доставить развлеченье“. Фотографы студии Джона Хайнда: Эльмар Людвиг, Эдмунд Негеле, Дэвид Ноубл»
До конца августа

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+