Хотя впервые о цифровых произведениях искусства в NFT (non-fungible token, невзаимозаменяемый токен) заговорили еще четыре года назад, в 2017-м (именно тогда студия дизайна Larva Labs создала коллекцию из 10 тыс. цифровых аватаров под названием CryptoPunks), настоящий бум цифрового искусства пришелся на этот год. Сперва известные в узких кругах киберхудожники, а вслед за ними и более знаменитые деятели современного искусства (теперь его уже хочется назвать «традиционным») устремились на NFT-маркетплейсы в надежде заработать на NFT-буме. Согласно недавнему отчету компании ConsenSys, NFT занимают уже 10% продаж на мировом рынке искусства. Всплеск спроса на токенизированное искусство в последний год стал прямым следствием пандемии, отмены крупнейших ярмарок и глобального пересмотра отношений молодого поколения к логике и способам коллекционирования. Ведь цифровое искусство не нужно хранить в специальных хранилищах, транспортировать, страховать и реставрировать, оно может быть куплено и продано за пару минут, с телефона.
Первые итоги этой «криптовесны» обсуждали в начале июня на Петербургском международном экономическом форуме, а в конце месяца, 23–25 июня, в Нижнем Новгороде на площадке конференции «Цифровая индустрия промышленной России» (ЦИПР) состоялась первая в нашей стране международная выставка-ярмарка цифрового искусства и технологий Disartive, основанная Ольгой Дворецкой. Так что в России активно исследуют и даже применяют возможности блокчейна в искусстве. К тому же оказалось, что многие маркетплейсы, торгующие искусством в виде невзаимозаменяемых токенов, основаны предпринимателями (а иногда и художниками) российского происхождения. Некоторые из них поделились своим видением ситуации и обрисовали перспективы этой области во время дискуссии «Дропы вместо выставок: от напряжения к принятию. Как традиционный рынок современного искусства адаптируется к технологии NFT». Она состоялась в петербургском Доме Радио 5 июня (в дни проведения ПМЭФ-2021) как часть дискуссионной программы «Летней выставки» и была организована Russian Art Focus, онлайн-журналом о российском искусстве на английском языке, при поддержке блокчейн-платформы The Art Exchange.
Компания The Art Exchange, специализирующаяся на токенизации искусства, запустила свой маркетплейс, где можно приобретать произведения современных российских и зарубежных художников, созданные специально для продажи в виде NFT. Главной целью платформы основатели Инна Баженова и Андрей Беляков называют популяризацию цифрового искусства среди массового потребителя.
Платформа The Art Exchange задумана и реализуется нами как инструмент, способствующий демократизации арт-рынка — точка, в которой пересекаются элитарное и общедоступное. Мы занимаемся традиционным искусством и представляем фундаментальные ценности — предлагаем широкой аудитории возможность приобрести шедевры мирового искусства c помощью токенизации, в форме коллективного владения. А NFT-проект логически связан с нашей основной деятельностью. The Art Exchange давно уже обладает технологической базой, соответствующей NFT. Инструменты должны работать, мы не можем пренебречь такой прекрасной экспериментальной площадкой.
Если говорить о феномене рекордных продаж NFT-искусства, то нужно понимать, что цена этих работ напрямую зависит от того, как высоко их оценивает определенное сообщество. Насколько это сообщество велико, насколько качественно. Мне кажется, что это аналог общественного договора в современном искусстве, когда любой объект, инсталляция или перформанс, даже самый провокативный, признается искусством, если есть сообщество людей, которые понимают, принимают и признают его ценность. Такой вот парадокс: современное искусство борется с продажностью, пытаясь отделить искусство от потребления, но одновременно происходит продажа, по сути, искусства без искусства.
Новые дропы будут появляться еженедельно в течение лета. Любую работу можно приобрести напрямую с помощью банковской карточки за евро или через стейблкоин DAI, привязанный к доллару США. На платформе будут выставлены уникальные и тиражные NFT. Главное отличие The Art Exchange в деле продюсирования и продажи NFT — строгий кураторский отбор.
Мы рады, что The Art Exchange была адаптирована для продажи NFT; это мягкий запуск нашего основного продукта — токенизации, пока мы дорабатываем последние юридические вопросы. Конечная цель The Art Exchange — соединить рынки классического искусства, технологии и финансовые инструменты. Эти инновации помогут сделать арт-рынок похожим на финансовый. Сейчас на рынке искусства нет инструментов хеджирования, распределения рисков, страхования, в то время как блокчейн позволит все это применять к произведениям искусства, сделать арт-рынок более эффективным. Криптовалюта — одна миллионная потенциала блокчейна, но бум на рынке криптовалюты притягивает интерес к NFT. А NFT — это в первую очередь функционал: доступ, владение, мутирование. За этим огромный потенциал блокчейна и возможности популяризации, массовой адаптации технологий для коллекционеров.
Одна из крупнейших в мире площадок (объемы торговли на которой уже превзошли более известные площадки), где выставляются на торги произведения искусства в NFT, Rarible — детище молодых энтузиастов криптоиндустрии в России Александра Сальникова и Алексея Фалина. Свой амбициозный проект они запустили в 2019 году как площадку, где любой пользователь, не обязательно продвинутый программист, мог бы создать и продать собственный токен. Уже в 2020-м стартап начал приносить прибыль, зарабатывая на комиссиях со сделок пользователей, а в нынешнем году платформа стала едва ли не самой популярной среди селебрити, которые выставляют здесь свои дропы: музыку, гифки и видео. Работает на блокчейне Ethereum.
Нам, как старожилам криптовалютного рынка, которые наблюдают за ситуацией где-то с 2012 года, хорошо знакомы его колебания. Глобальная волна криптоарта поднялась в начале этого года, а пик продаж пришелся на март. В начале июня можно было наблюдать спад, но это страшит, скорее, новичков. Мы понимаем, что сейчас в эту сферу зашли инвесторы, а значит, возникнут новые стартапы и осенью или в начале следующего года можно ожидать очередной подъем. Что касается художников, то в начале, когда создавать NFT-искусство было сложно технически, пришли наиболее подкованные в этом — те, кто работал с генеративным искусством, нейросетями. Другая половина — это продвинутые интернет-пользователи, которые создавали мемы. Сейчас мы наблюдаем волну инфлюенсеров, блогеров, знаменитостей. А вот многим из тех, кто начинал, это перестало быть интересным, как только превратилось в мейнстрим.
Проект Snark.art базируется в США, но тоже имеет русские корни. Майкл Либман и Андрей Алехин основали в 2017 году технологическую лабораторию, исследующую творческие возможности блокчейна и других новых технологий. В 2020 году Snark.art также запустил платформу по продаже NFT-искусства. Лаборатория работает с международными художниками, уже признанными в арт-сообществе (в том числе курирует AES + F и Recycle Group), и адаптирует их к возможностям NFT. Слоган компании — «Новые формы искусства начинаются здесь!». Snark.art разрабатывает проекты в области искусства, перформанса, музыки и литературы. В результате возникают интерактивные проекты, выходящие за рамки обычных видеороликов или цифровых изображений.
Традиционный мир искусства долгое время отвергал криптоарт, и в конце концов эти отверженные построили собственную инфраструктуру — со своими художниками, коллекционерами и даже деньгами. Сейчас арт-мир хочет поскорее присоединиться и поглотить новое начинание. Тот же Бипл, который стал флагманом криптоарта, десятилетиями был отвергаем арт-сообществом. Идея Snark.art как раз в том, чтобы все делать самим; мы используем возможность программировать NFT. Это полный цикл — от создания концепции до продажи. Думаю, что художникам только предстоит освоить возможности NFT создавать, например, произведения, которые изменяются, исчезают или взаимодействуют с другими. В этой ситуации продажи тоже становятся частью игры, и самое интересное начинается как раз после продажи. Надо признать, что коммерциализация искусства случилась, и это пошло миру искусства только на пользу. Проекты, которые раньше нельзя было монетизировать, теперь можно.
Первая российская ярмарка цифрового искусства дизайна прошла в Москве осенью 2020 года. Ее основатели — Ольга Дворецкая, продюсер в сфере цифровых технологий, и Евгений Добровольский, основатель платформы дополненной реальности Arround.world, — видят свою миссию в изучении и открытии новых форм, имен, направлений и паттернов взаимодействия между участниками процесса: цифровыми художникам, игроками традиционного арт-рынка, криптоинвесторами и коллекционерами. Вторая по счету ярмарка состоялась в Нижнем Новгороде в июне 2021 года. Основная задача ярмарки — исследование новых возможностей и формирование рынка. Все представленные на ярмарке цифровые объекты можно купить.
Нам только предстоит адаптироваться к возможностям и реалиям нового мира. Меняется отношение к форме передачи персональных данных, передачи ценностей. Новые возможности передачи ценностей — это и есть NFT. Приобретение криптоискусства — это доступ к огромному количеству коммуникаций в глобальном мире. И в этой ситуации не должно пугать временное падение, потому что через пару лет этот рынок вырастет в десять раз больше. Традиционные коллекционеры испытывают культурный шок, им не хватает базовых знаний. Коллекционеру сложнее преодолеть этот барьер непонимания и недоверия, потому что они тратят свои деньги, а художникам легче: они здесь зарабатывают. Зато художникам сложно учиться, осваивать новые технологии, чтобы создавать NFT. Наша миссия — в том, чтобы адаптировать людей к новой экономической формации. Чем больше будет выставок цифрового искусства, тем быстрее оно войдет в нашу жизнь.