18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Искусство на дом в два клика

№93
Материал из газеты

Основательницы трех российских интернет-площадок по продаже искусства рассказали о своих концепциях, будущем и даже приоткрыли завесу тайны над такой щекотливой темой, как доходы компании

Первые попытки перевести продажи искусства в интернет в России предпринимались более пяти лет назад, но в последний год эта область развивается особенно динамично.

Давно и вполне успешно удается продавать онлайн тиражное искусство — тут можно вспомнить художественную платформу Shaltai Editions Валерии Роднянской, проекты JART.market и ArtTube Editions.

Некоторые проекты были задуманы как маркетплейс и затем трансформировались в галерею со своим пространством и выставочным планом — как галерея a-s-t-r-a Алины Крюковой (теперь резидент арт-пространства Cube.Moscow)например, и онлайн-галерея современного и классического искусства Art Online 24 Полины Аскери. Сейчас Art Online 24 по-прежнему предлагает искусство для оформления интерьеров, а Askeri Gallery может похвастать выставками на собственной площадке и успешным участием в международных ярмарках.

Другое начинание, WHO I AM Gallery, выросло из бренда одежды WHO I AM, основанного в 2013 году Джейкобом Якубовым. Позже в интернет-магазине проекта стали на равных продавать предметы дизайна, современное искусство, ювелирные украшения и одежду, а в выставочном пространстве в Столярном переулке время от времени проводились выставки и разные мероприятия. Во время пандемии возникла идея новой онлайн-площадки с демократичными ценами I Am Artist, задуманной для того, чтобы поддержать резидентов галереи.

Проект с тавтологическим названием Oily Oil (с английского можно перевести как «масло масляное») журналистка Екатерина Положенцева запустила в январе 2014 года. По сути, это маркетплейс с работами молодых российских художников, которых основательница отбирает сама. Следить за творческой деятельностью понравившихся авторов можно здесь же: в блоге регулярно появляются новые интервью и съемки из художественных мастерских.

В 2016 году художница Анна Наумова и искусствовед Софья Симакова создали онлайн-платформу Sample, сделав ставку на доступность предлагаемых работ и профессионализм представленных художников (молодые авторы с хорошим художественным образованием). Ежеквартально галерея проводит аукционы лучших работ своих авторов, а с 2020 года — торги в поддержку других проектов и выставки.

Наконец, в июне 2020-го международная ярмарка Cosmoscow запустила онлайн-платформу ТЕО. Импульсом к ее созданию стала, разумеется, пандемия, но идея проекта гораздо шире — дать возможность коллекционерам покупать современное искусство не только четыре дня в сентябре во время ярмарки, но и круглый год. К тому же участие Cosmoscow обеспечивает строгий кураторский отбор выставленных на продажу работ. Прообраз TEO — международная платформа Artsy, которая совмещает функции открытой базы данных и маркетплейса, а виртуальные витрины там имеют многие значимые галереи и аукционные дома.  

Софья Симакова
Sample

Sample занимается не только продажей работ художников онлайн, но и организацией выставок и даже проведением аукционов. Такая концепция проекта родилась сразу?

Изначально мы (вместе с соучредителем Анной Наумовой. — TANR) планировали создать онлайн-галерею. Но во время запуска поняли, что наш минимальный бюджет не позволяет воплотить все задуманное. Поэтому для быстрого сбора средств мы решили провести аукцион. В итоге всем так понравился этот формат, что мы сделали его частью нашей программы и стали проводить такие мероприятия ежеквартально. Но на данном этапе развития команда Sample все-таки сосредоточена на выставочных проектах и активном продвижении художников.

Какое искусство покупают чаще всего онлайн: фотографию, тиражное, коллажи или живопись? И продавали ли вы когда-нибудь видеоарт?

Лучше всего, как ни странно, продаются два противоположных формата — большая живопись и маленьких размеров графика. И это легко объяснимо: людям легче встроить их в интерьер. Кстати, для меня уже много лет загадка, почему в России так сложно продается фотография. И не важно какая — журнальная, портретная или живописная. Искренне не понимаю, с чем это связано.

Видеоарта в чистом виде у нас на сайте не представлено. Хотя есть нечто похожее. В прошлом году наша художница Наталья Гончарова создала интерактивную игру с элементами видеоарта, которую впоследствии приобрел в коллекцию музей «Гараж», чем мы, конечно, очень гордимся.

Каков годовой оборот Sample?

За год наш оборот составил чуть больше 3 млн руб. Но так было не всегда. Первые два года, когда у нас не было хорошего сайта — главного инструмента продаж, мы практически ничего не зарабатывали. Но с появлением в нашей команде Александры Лекомцевой (третий соучредитель. — TANR) ситуация изменилась в лучшую сторону. Последние три года цифры продаж только растут.

Какие планы у Sample на ближайший год?

У нас грандиозные планы. В конце мая ММОМА и Sample начали долгосрочное сотрудничество. На протяжении трех лет мы будем делать две-три выставки в год в филиале музея в Ермолаевском. Также планируем участвовать в ярмарке blazar в этом году. Более того, у нас впервые появится стенд на Cosmoscow. Чем выше планка, тем лучше результат.

Екатерина Положенцева
Oily Oil

В 2013 году вы начали продумывать концепцию интернет-галереи, а в январе 2014-го на свет появилось пространство Oily Oil. Подобный проект был первым на отечественном рынке. Как вам пришла идея создать такое арт-пространство? Почувствовали запрос аудитории?

Мне всегда было интересно искусство. Журналист по образованию, я писала о нем и периодически появлялась в окружении молодых талантливых художников. Они создавали множество работ, которые пылились у них в мастерских и оставались «заброшенными». При этом, приходя в гости к друзьям, я отмечала, с каким трепетом они рассказывают о приобретенных картинах: где они их купили, чем известен автор и так далее. В один момент мне в голову пришла идея: а почему бы не «поженить» эти две аудитории? Сперва я одернула себя и подумала, что такой проект наверняка уже есть. Но его не было. И я начала действовать.

Кто формирует стоимость работ?

В первую очередь я спрашиваю стоимость у автора. Мне хочется, чтобы он сам себя оценил. Ведь идеология Oily Oil в том, чтобы помогать молодым художникам реализовывать их проекты и просто зарабатывать деньги ремеслом. Тем более что комиссия у нас небольшая. Единственное, что для меня принципиально — это ценовой порог в 100 тыс. руб. Мы не будем сотрудничать с художниками, которые оценивают работы дороже.

Не планируете открывать офлайн-галерею Oily Oil? ­Заняться продвижением художников, просветительской деятельностью?

Нет, все-таки мой формат — онлайн. Конечно, ко мне могут обратиться художники с просьбой помочь организовать выставку. Тогда я подключаю свои ресурсы. Но это не моя работа и не мое дело. В то же время ко мне часто обращаются журналисты и крупные бренды, которые предлагают сделать коллаборации или спецпроекты. Это тоже своего рода продвижение. Лично я называю себя «профессиональным дилетантом», который опирается только на собственный вкус и опыт. Наверное, именно поэтому в отборе художников я полагаюсь лишь на мое чутье и, слава богу, пока не промахиваюсь. 

Анна Андронова
TEO

Одна из самых больших на отечественном рынке онлайн-площадок по продаже современного искусства, TEO — это, можно сказать, логическое продолжение Cosmoscow. Расскажите, с чего все началось.

Мы пришли к выводу, что настало время для создания диджитал-платформы, площадки для взаимодействия ценителей искусства и авторов. Мы с Маргаритой Пушкиной часто обсуждали, как в России не хватает качественного онлайн-пространства по развитию рынка современного искусства. Хотелось создать инструмент, проливающий на все это свет.

Сейчас TEO by Сosmoscow сотрудничает с 42 галереями, не все из них российские. Планируете пополнять сайт зарубежными галереями и художниками? Или вы сейчас сфокусированы на оте­чественных талантах?

У нас есть планы развития платформы ТЕО в расчете на международную аудиторию. Мы хотим продвигать как наших художников на Западе, так и западных у нас. Главное — все должно быть просто, удобно и с прекрасным сервисом. Мы стараемся вовлекать новую ауди­торию в этот процесс, показывая, что современное искусство — это здорово.

Сколько работ в месяц вы продаете и в каком ценовом диапазоне?

Сейчас мы продаем 10–20 работ в месяц в диапазоне от €500 до €10 тыс.

Вы предоставляете услуги арт-консалтинга, что нечасто встретишь на альтернативных платформах. Пользуется ли эта опция спросом?

Эта услуга в стадии запуска и тестирования. Мы как раз пробуем разные виды консультаций и смотрим, что пользуется спросом и каковы ожидания тех, кто покупает эту услугу. У нас в стране пока не привыкли обращаться за услугами консалтинга — полагаются либо на свой вкус, либо на советы галеристов.

Мы же стремимся объяснить, что, приобретая эту услугу, человек получает целый комплекс преимуществ. Во-первых, вас консультирует специалист в области современного искусства, который может дать широкий взгляд на актуальные вопросы, касающиеся арт-рынка и формирования коллекции. Во-вторых, наш консультант вводит клиента в художественное сообщество, знакомит с галеристами и художниками, приглашает на открытия. Как клиент арт-консалтинга, вы всегда можете быть на связи с консультантом, знать о происходящем в искусстве и регулярно получать рекомендации по приобретению наиболее перспективных в плане инвестиций работ. 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+