18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Редкие фотографии Роберта Капы покажут на Photo London

В экспозицию войдет ряд наиболее ранних известных отпечатков легендарного основателя агентства Magnum из прежде не выставлявшейся коллекции

Редко экспонируемые старые отпечатки Роберта Капы (1913–1954), легендарного военного фотографа и основателя фотоагентства Magnum Photos, будут представлены на выставке «Достаточно близко» в рамках ярмарки Photo London, которая пройдет c 9 по 12 сентября.

Название экспозиции отсылает к афоризму Капы: «Если ваши снимки недостаточно хороши, значит, вы были недостаточно близко».

На ней покажут работы из коллекции бывшего исполнительного директора Magnum Дэвида Когана — более 50 фотографий крупных военных конфликтов, которые Капа успел осветить за недолгую жизнь. Он и его камера стали свидетелями гражданской войны в Испании, японо-китайской войны 1937–1945 годов, Второй мировой войны и арабо-израильской войны 1948 года, а умер Капа в возрасте 40 лет, подорвавшись на противопехотной мине во время первой индокитайской войны (в отечественной историографии — вторая французско-вьетнамская война) 1945–1954 годов.

На «Достаточно близко» можно увидеть оригинальные отпечатки ряда знаковых снимков — от сделанного в 1932 году в Копенгагене портрета Льва Троцкого, читающего студентам лекцию об Октябрьской революции, первой опубликованной фотографии Капы, до одного из самых ранних среди сохранившихся отпечатков снимка, сегодня известного под названием «Падающий солдат». На фото, сделанном 25-летним Капой в 1936 году в битве при Серро-Муриано во время гражданской войны в Испании, запечатлен сраженный пулей солдат. Этот снимок стал символом непревзойденной способности фотографии предельно драматично изображать насилие и смерть. Он появился за десятилетия до того, как официальное прикомандирование фотожурналистов к боевым частям стало обязательным; считается, что именно он задал основные принципы, стал отправной точкой военной фотографии.

На выставке также представлен фотоаппарат Leica, с которым Роберт Капа учился снимать и которым сделал свои самые ранние фотографии. Экспозиция подробно рассказывает о жизни фотографа, родившегося в еврейской семье в Будапеште в 1913 году и в 18 лет приехавшего в Берлин в качестве политического беженца и диссидента-коммуниста. В Германии Капа стал свидетелем прихода к власти Гитлера, бежал — сначала в Париж, а затем в Америку, освещал Вторую мировую из тыла союзников. Фотографии Капы с пляжа Омаха-Бич, также вошедшие в экспозицию, представляют собой одни из немногих снимков высадки союзнических войск в Нормандии в июне 1944 года, сделанных независимым фотографом.

«Отделить Капу от его мифа может быть весьма трудно, — рассказал The Art Newspaper Дэвид Коган. — Его фотография была фотографией человека молодого. Вот он бежит из Венгрии в Берлин, вот ему выдают дешевую камеру Leica и отправляют фотографировать Троцкого — и из этого нечаянно рождается фотограф».

«Новостная индустрия тогда, как во многом и сейчас, была в упадке. Никто не учил его. Просто у него был инстинкт, помогавший ему оказываться в нужном месте в нужное время, и его инструментом и выразительным средством была камера — в то время это выделяло его на общем фоне. Люди могут спорить, был ли он великим фотографом или нет, но он, несомненно, умел запечатлевать великие моменты истории», — считает коллекционер.

В 1947 году Капа основал в Париже Magnum Photos — построенное на принципе кооперации и коллективизма агентство, которым совместно владели и управляли внештатные фотографы и которое стало, пожалуй, самым известным в мире фотоагентством.

Уже после смерти Роберта Капы многие необоснованно обвиняли его в постановочности ряда фотографий, сделанных во время вооруженных конфликтов, и в том, что он намеренно рисковал ради славы в самых разных ситуациях — от гражданской войны в Испании до Омаха-Бич в день высадки союзнических войск.

«Многие журналисты, с которыми я работал, погибли. Военные журналисты, будь то Роберт Капа, фотографы агентств Reuters или Magnum, всюду, от высадки в Нормандии до Афганистана и Ирака, и всегда рискуют жизнью, — уверен Коган. — То, что кто-то выживает в таких ситуациях, — удача. Некоторые отважнее других. Снимки Капы с Омаха-Бич сделаны с точки, где, как мы знаем, были немецкие окопы. Капа выжил. Целью всей его жизни было попасть туда, где он мог сделать Тот Самый Снимок, и это, разумеется, были по большей части чрезвычайно опасные места. Он и погиб во Вьетнаме, наступив на противопехотную мину, когда отошел от своей автоколонны, чтобы подняться повыше и занять выгодную позицию ради хорошего снимка».

«Достаточно близко» курируют Джули Бонзон из Messums London и Бен Бердетт из Atlas Gallery. Выставка откроется в рамках ярмарки Photo London 8 сентября в Messums London, а затем отправится в пространства галереи в Уилтшире и Йоркшире.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+