18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Древнеримская дорога проходила по дну Венецианской лагуны

Ранее считалось, что Венеция была построена на «пустынном месте», однако гидроакустическое сканирование указывает на наличие более древних построек и поселений, скрытых под водой

В журнале Scientific Reports вышла статья, авторы которой полагают, что под водами Венецианской лагуны могут скрываться остатки римской дороги. При помощи гидроакустической технологии ученым удалось обнаружить археологический материал на дне канала Трепорти, расположенного к востоку от центра Венеции. Их находки могут свидетельствовать о том, что крупные поселения возникли на этой территории на много столетий раньше, чем принято считать.

«Мы полагаем, что обнаружили часть дороги, которая когда-то соединяла южную и северную части Венецианской лагуны и шла от Кьоджи (древней Клодии) в город Альтинум», — говорит Фантина Мадрикардо из ISMAR — Института морских наук в Венеции.

На полученных изображениях удалось идентифицировать 12 отрезков дороги, лежащих на линии протяженностью более чем в километр, тянувшейся, вероятно, вдоль античной береговой полосы. Длина самого крупного из отрезков составляет 52,7 м.

Во времена Древнего Рима уровень воды в Венецианской лагуне был гораздо ниже и значительную часть ее площади составляла суша. Водолазы регулярно находят на дне римские артефакты, в том числе амфоры и объекты, которые идентифицируют как брусчатку. Тем не менее историки долгое время спорили, действительно ли на этой территории располагались постоянные римские поселения за сотни лет до основания Венеции, которое принято относить к V веку.

«Считалось, что Венеция была построена на „пустынном месте“, лишенном каких-либо следов присутствия человека, а находки древнеримской эпохи на дне лагуны и в придонном слое относятся к зданиям, стоявшим на окружающей лагуну суше», — пишут исследователи в статье. Они добавляют, что отчасти проблема связана с тем, что ученые рассматривали лагуну «как отдельную от материка территорию» и в последние десятилетия публиковалась информация лишь о небольшой части находок и раскопок, проведенных там.

Результаты свежего исследования указывают на то, что на землях, ныне занятых Венецианской лагуной, когда-то было множество римских поселений.

Помимо древней дороги, гидроакустическое сканирование позволило обнаружить в канале Трепорти еще четыре объекта. Один из них, площадью 700 кв. м, с круглой башней в центре, вероятно, был портом. Ученые также использовали археологические и геоморфологические данные для реконструкции микроклимата лагуны в древнеримскую эпоху и пришли к выводу, что прибрежная территория была покрыта богатой растительностью и, возможно, даже использовалась для земледелия.

Основываясь на совокупности данных, ученые утверждают, что обнаруженная дорога шла вдоль песчаного побережья лагуны и, вероятно, входила в состав обширной сети римских дорог. Если это действительно так, то она могла быть последним отрезком шедшего с юга пути, соединявшего древнюю Клодию на юге лагуны с Альтинумом на севере.

«Нам известно, что к северу от обследованного участка был обнаружен и раскопан ряд других римских сооружений (в том числе башня и цистерна), но наличие такой инфраструктуры заставляет заново оценить масштабы поселений в регионе», — говорит Мадрикардо.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+