18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Живопись на современном этапе: плоды естественного отбора

№93
Материал из газеты

Живопись регулярно хоронят и всячески сбрасывают с корабля современности. Это, конечно, справедливо, но все же преувеличение

Можно провести мысленный эксперимент: быстро, не готовясь, выбрать десяток или два «очень знаменитых и влиятельных современных художников» — назвать имена, которые первыми всплывут в памяти. В выборке наверняка окажутся люди, работающие с видео, перформансом, фотографией, смешанными техниками, но и с живописью в той или иной форме тоже (холст-масло, акрил). Причем этих последних будет половина или больше.

Это верно и в мировом масштабе, и в российских реалиях. Алимпиев, Короткова, Отдельнов, Паперно, Пепперштейн, Цхэ и т. д., и т. п. — не всегда для них живопись является единственным или даже главным медиумом, но они рассуждают на сложные темы с ее помощью. Это именно современное искусство, а не бездумная погоня за пластичностью.

В молодом поколении, судя по последним смотрам типа кассельской Documenta или Венецианской биеннале, процент участников, работающих в традиционной технике, будет стабильно ниже. Но, во-первых, на любых биеннале потребление искусства устроено специфично (а значит, и отбор); а во-вторых, уже подтянулись свежеэмансипированные живописцы из угнетенных страт. В Венеции в 2019-м было очень много таких, по ощущениям.

В дарвиновском смысле живопись играет ту же роль, что и гигантизм у живых существ.

Очень хорошо подходит для завоевания экологических ниш через наращивание живой массы. Это язык хорошо формализованный, имеющий давнюю историю и значительный коммерческий потенциал. Ну в самом деле, даже Кабаковы за рекордные деньги в основном живопись продают! Проигнорировать самый крупный мировой рынок — это надо иметь мужество.

Но гигантизм предполагает долгий, полный опасностей период роста. Живописный язык очень сложен в освоении, процесс может занять годы, да и вообще всю жизнь. То есть, когда ты уже дорос до размеров диплодока, тебе ничего не страшно — но это только начиная с 10 тонн. Наш уютный арт-мирок можно вообразить в мезозойском смысле: между питательных древовидных коллекционеров бродят редкие ящеры — огромные и неповоротливые, но и неуязвимые при этом, а под ногами у них кишит мелкая живность, включая собственную молодь, с энтузиазмом участвующая в естественном отборе и прокачивающая приспособляемость.

С помощью живописи ведь можно делать сложнейшие высказывания (см. Герхард Рихтер, Сай Твомбли). Кроме того, при выборе живописи (и при соответствующем уровне технического умения, конечно) автоматически отпадают любые обвинения в отсутствии технической мастеровитости — но тут возникают проблемы, связанные с динамикой. Немного довлеющий медиум: если ты уже потратил полжизни на его освоение, потом очень сложно отпрыгнуть в сторону.

Идущие этим путем иногда достигают вершин, по дороге превращаясь в памятник самим себе, и дальше ловят обвинения в повторах.

Не желающие такой судьбы бьются над тем, как придумать «другой проект». Вероятно, поэтому у значительных художников случаются ярко выраженные попытки преодолеть собственную живописность (см. «Русское нигде», последний проект Павла Отдельнова в галерее «Триумф»). Это хорошо умел делать Пикассо; у него уходило всего по два года на создание цельного нового метода.

Но есть еще одно но. Гигантизм — это каждый раз тупиковый путь. Мир, как мы его знаем, активно меняется, и на смену титанам приходят более универсальные и подвижные существа. В переводе на человеческий язык: наш общемировой рынок с миллиардными оборотами — это следствие послевоенной конфигурации политического устройства планеты с долларом в качестве резервной валюты и возрастающей гегемонией США. Такого не было никогда на человеческой памяти. А вот примеры масштабной гибели целых традиций искусства вследствие политических катаклизмов — с исчезновением сопутствующих школ и утратой навыков — были. Например, крушение античного мира или ацтекской империи. Мир обязательно поменяется, он всегда меняется.

Однако рептильный ум не обманешь. Умение рисовать — это как умение играть на скрипочке: всегда пригодится и всегда с тобой. Можно на руинах цивилизации пеплом создавать муралы про охоту. Не исключено, что это поможет выжить в пост­апокалипсисе — в отличие от умения ставить перформансы. Томасу Хиршхорну вот будет окей.

Отказавшись от гигантизма, динозавры приспособились — в виде птиц. Безусловно, стремление выразиться, оставив след, никуда не уйдет, пока живы люди. Но вот рынок искусства, скорее всего, изменится до неузнаваемости в исторически сжатые сроки. Масштабы нынешнего культурного производства и потребления выглядят конструктом новейшего времени. Но и сама привычка воспринимать искусство через голову (и кошелек) — тоже, и ее живучесть — вопрос открытый.  

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+