Правительства разных стран все внимательнее присматриваются к перемещению денежных средств в мире искусства. В этом году Сеть по борьбе с финансовыми преступлениями (бюро в составе Министерства финансов США) планирует издать нормативно-правовые положения, регулирующие сферу торговли древностями.
В июне Министерством финансов США были введены санкции против известного олигарха и коллекционера искусства Васила Крумова Божкова. Правоохранительные органы давно проявляют интерес к его фигуре. В январе 2020 года в результате проведенного правительством Болгарии расследования коррупционных схем был выдан международный ордер на его арест. Божков полностью отрицает все обвинения. Ему удалось переехать в Дубай, где он, судя по всему, находится и сейчас, и избежать экстрадиции. Попытки The Art Newspaper связаться с бизнесменом не увенчались успехом.
Новые санкции не имеют прямого отношения к его коллекции, насчитывающей более 3 тыс. древностей, большая часть которых хранится в его фонде «Фракия» в Софии (впрочем, сообщалось, что ряд вещей был изъят в ходе расследования). Управление по контролю за иностранными активами ввело санкции в рамках так называемого Глобального закона Магнитского, направленного «против виновных в серьезном нарушении прав человека и в коррупции по всему миру». Вместе с Божковым в санкционный список были внесены еще два частных лица (Делян Славчев Пеевски и Илко Димитров Желязков) и 64 организации, связанные с этими тремя именами.
Джордж Ледерман, нью-йоркский обвинитель из адвокатской фирмы Withers, специализирующийся на должностных преступлениях, объясняет: «Правительства никогда не будут преследовать всех сразу; они выбирают отдельных лиц, чтобы их опыт служил для других сдерживающим фактором». В качестве еще одного примера Ледерман приводит введение санкций против ливанского коллекционера искусства Назема Саида Ахмада в 2019 году.
В июле 2020 года подкомитет Сената США опубликовал отчет, в котором рассматривается приобретение искусства на $18 млн двумя российскими миллиардерами, ранее уже внесенными в санкционный список (речь идет об Аркадии Ротенберге и его брате Борисе). Все это — очередные шаги на пути к ужесточению регулирования художественного мира (и правоприменения в этой сфере), по которому идет США.
В Великобритании соблюдение Пятой директивы по борьбе с отмыванием денег и проверки в рамках требования «знай своего клиента» также все прочнее входят в жизнь. «На протяжении долгого времени — и, быть может, до сих пор — на рынке сохранялось ощущение, что введение санкций против подобных частных лиц связано с заключением „сомнительных сделок“ за границей и не имеет отношения к тому, что происходит на рынке Великобритании или США, — рассказывает Крис Кинг, сооснователь компании Artaml, которая занимается разработкой инструментов против отмывания денег, в том числе для проверки должностных лиц и тех, чьи имена попали в санкционные списки. — С ужесточением мер и усилением контроля за их исполнением людям просто придется быть осмотрительнее и осознать, что это вопрос, требующий их внимания. Теперь, когда срок официальной регистрации в регуляторных органах прошел (он истек в июне), мы ожидаем, что Управление по налоговым и таможенным сборам ее величества начнет проводить аудиторские проверки. Последствия некоторых из этих проверок для коммерческих организаций, не усердствующих в соблюдении норм, по всей видимости, будут неприятными. С точки зрения регулятора наказание нескольких дилеров в назидание остальным — хороший способ заставить рынок соблюдать законодательство».
До сих пор разговоры о регулировании рынка велись в связи с древностями, но весьма вероятно, что сфера охвата будет расширена. «Среди широкой общественности распространено мнение о том, что сфера древностей связана с нелегальной деятельностью. При ближайшем рассмотрении это весьма спорное представление, поскольку оно зачастую связано с предубеждениями в отношении определенных частей света, в частности Ближнего Востока, — говорит Николас О’Доннелл, поверенный Sullivan & Worcester. — Тем не менее Министерство финансов США уже выпустило распоряжение находящимся под его контролем банкам проявлять бдительность в отношении транзакций, связанных с арт-рынком, и следует ожидать, что внимание к этому сектору будет расти».