18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Германия создает экспертную сеть для борьбы с нелегальной торговлей древностями

Правительство учредило трехлетний пилотный проект NEXUD стоимостью €600 тыс., который свяжет экспертов из музеев и университетов и государственные органы

Правительство Германии учредило экспертную сеть, призванную помочь в борьбе с незаконной торговлей древностями, оперативно предоставляя правоохранителям и государственным органам достоверную информацию о происхождении и подлинности объектов, которые ввозятся в страну или выставляются на продажу.

Правительство и федеральные земли выделили €600 тыс. на трехлетний пилотный проект под названием NEXUD, который будет реализован под эгидой Федерального фонда культуры Германии в Берлине. Он призван помочь государственным органам, давая, по выражению министра культуры Моники Грюттерс, «достоверные ответы от академического сообщества».

Отправной точкой запуска этого проекта стало опубликованное в прошлом году правительственное исследование ILLICID. Согласно документу, лишь 2% объектов из восточного Средиземноморья на рынке имеют информацию о провенансе, которая соответствует требованиям закона о защите культурных ценностей, принятого в Германии в 2016 году.

«Главный вывод нашего отчета ILLICID заключается в том, что доступная в интернете информация недостаточна для того, чтобы с уверенностью сказать, что выставленные объекты продаются на легальных основаниях, — рассказывает генеральный секретарь Федерального фонда культуры Германии Маркус Хильгерт. — Кроме того, мы обнаружили, что объем этого рынка в шесть раз больше, чем мы думали».

Составители отчета пришли к выводу, что следственным и надзорным органам не хватает экспертизы для работы с незаконным оборотом древних артефактов. «На данный момент невозможно обеспечить эффективный контроль над этим рынком и соблюдение уже существующих или новых требований должной осмотрительности при работе с древними культурными ценностями», — говорится в документе.

Новая сеть, в которую, по словам Хильгерта, войдут «несколько десятков экспертов», объединит специалистов широкого круга дисциплин, в том числе искусствоведов и археологов из музеев и университетов. Они будут работать с данными нового приложения KIKU, разработанного Институтом Фраунгофера в Дармштадте для сотрудников таможенной службы и полиции. Приложение использует машинное обучение — один из методов искусственного интеллекта — для идентификации объекта по фотографиям, что помогает правоохранителям определить, не был ли он незаконно вывезен или добыт на нелегальных раскопках.

По словам Хильгерта, NEXUD будет работать и с данными поискового робота для индексации интернет-страниц, также разработанного Институтом Фраунгофера. «Очень часто бывает критически важно получить информацию в сжатые сроки», — говорит он. Задача заключается в том, чтобы «разработать способ доставлять информацию быстро и конфиденциально».

Хильгерт признается, что одна из самых больших трудностей — это объем знаний, необходимый для идентификации и проверки самых разных древностей, от африканских и американских доколумбовых артефактов до античных, ближневосточных, индийских и дальневосточных объектов. «По счастью, в Германии есть эксперты практически по всем этим регионам», — говорит он и добавляет, что правительство намерено посмотреть, можно ли будет со временем распространить этот пилотный проект и на другие страны для работы на международном уровне, и держит ЕС в курсе своих планов.

«Некоторые сферы очень нишевые, и не у всех стран есть эксперты во всех этих областях, поэтому межгосударственная взаимная поддержка очень важна», — считает он.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+