18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Высоко-Петровский монастырь восстанавливает храм-усыпальницу

№93
Материал из газеты

Уже отреставрированы церковь Петра Митрополита и храм-усыпальница в честь Боголюбской иконы Божией Матери

В столице продолжается реставрация зданий Высоко-Петровского монастыря, основанного в XIV веке. Его комплекс создавался преимущественно в XVI–XVIII веках, он является одним из лучших образцов нарышкинского барокко. Работы в обители, бывшей родовой усыпальницей Нарышкиных, надеются завершить к 350-летию со дня рождения Петра I, более 20 родичей которого по материнской линии погребены именно здесь.

Восстановление монастырского храма-усыпальницы в честь Боголюбской иконы Божией Матери началось в 2019 году. В ходе работ в интерьере церкви была обнаружена настенная живопись XVIII–XIX веков, а также открыто несколько склепов. В 2020 году найдены захоронения родителей царицы Натальи — Кирилла и Анны Нарышкиных, а также ее сестер и братьев, в том числе знаменитых соратников Петра — Льва и Кирилла Нарышкиных. Обнаружились и другие погребения, считавшиеся утраченными, причем уже достаточно давно — со времен наполеоновского нашествия, разорения которого были усугублены секуляризацией монастыря после 1917 года.

Как рассказал наместник монастыря игумен Петр (Еремеев), фрагменты разбитых надгробий Нарышкиных были недавно обнаружены под временным полом в слое мусора. В монастыре планируют постепенно реконструировать надгробия, обозначающие местоположение подземных склепов, благодаря чему пространство церкви опять будет выглядеть как усыпальница, повторяя внутренний облик храма в XIX веке, когда нарышкинские надгробия были восстановлены в первый раз, вскоре после Отечественной войны 1812 года.

Также завершаются работы по воссозданию архитектурного облика усыпальницы, построенной в последней трети XVIII века подле Боголюбского храма, где захоронены еще три представителя рода Нарышкиных.

Боголюбская церковь оказалась единственным зданием, в котором сохранились старинные росписи. Среди сюжетов — «Омовение ног», «Воскресение Христово» и «Святая Троица в окружении небесных сил», а также верхняя часть живописного «Распятия» и изображение святителей Петра, Алексия, Ионы и Филиппа. Это масляная живопись, тонкая, слабофактурная, на тонкой штукатурной основе. Предполагается, что автором росписей был художник Иван Сергеевич Сушкин, о котором подробных сведений не имеется. На основе сохранившихся под слоем штукатурки и краски фрагментов был разработан проект реставрации по состоянию на XIX век, так как именно рубежом XVIII–XIX столетий они датируются на основе стилистического анализа.

Игумен Петр на встрече с министром культуры РФ Ольгой Любимовой рассказал, что после восстановления Боголюбского храма настанет черед Сергиевской церкви с окружающим ее гульбищем. С 2016 года в Высоко-Петровском монастыре уже отреставрировали колокольню с надвратной Покровской церковью, церкви Святого Пахомия и Петра Митрополита, Толгскую церковь, Сергиевскую трапезную, Нарышкинские палаты, Келейный и Игуменский корпуса. По словам начальника отдела реставрации и ремонта финансово-хозяйственного управления Московского патриархата Екатерины Инасаридзе, все реставрационные работы на территории монастыря финансируются в рамках программы предоставления субсидий из бюджета города Москвы. Кроме того, помогают благотворители.  

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+