18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Угроза наследию в Афганистане может быть серьезней, чем в 2001 году

Хорошо осведомленный анонимный источник в эксклюзивном интервью The Art Newspaper рассказал о том, как музеи защищают свои коллекции в стране, которую стремительно захватывают талибы

The Art Newspaper удалось побеседовать с музейным куратором, который хорошо знаком с наследием Афганистана и поддерживает тесную связь с коллегами в Кабульском музее. Всего несколько часов спустя после того, как движение «Талибан» (запрещено в РФ) захватило столицу страны, он откровенно ответил на наши вопросы, но предпочел сохранить анонимность.

Прошло 20 лет с тех пор, как талибы взорвали две статуи Будды в Бамиане. Сейчас культурное наследие страны в такой же опасности?

Меняет ли леопард свои пятна? Достаточно посмотреть на структуру командования «Талибана» (запрещен в РФ) и на их сторонников, чтобы понять, что с 2001 года мало что изменилось — разве что в худшую сторону.

Национальный музей Афганистана, расположенный на окраине Кабула, является важнейшим хранилищем археологического наследия страны. Насколько хорошо защищена его коллекция?

В последние несколько месяцев сотрудники занимались тем, что снимали объекты с экспозиции, упаковывали их и отправляли в безопасные места. С моей стороны было бы неосмотрительно сообщать больше.

Вы упомянули, что этих мест несколько. Я правильно понимаю, что коллекцию рассредоточили и теперь она находится за пределами музея?

Да. У всех музеев есть план действий в чрезвычайных обстоятельствах — и эти планы пересматриваются в зависимости от угрозы. В 1994 году Кабульский музей сильно пострадал в результате ракетного обстрела во время гражданской войны. В 2001 году его коллекции был нанесен колоссальный ущерб в результате иконоборческой атаки боевиков «Талибана» (запрещен в РФ). Уверяю вас, у Кабульского музея есть очень четкий план действий в чрезвычайной ситуации.

Какова ситуация с местами археологических раскопок?

К величайшему сожалению, большинство археологических объектов уже давно и немыслимо сильно пострадали от действий мародеров, продолжавшихся с 1960-х годов и до последнего времени. Значительная часть археологического ландшафта попросту исчезла. Многие буддистские памятники взорвали в 2001 году, в том числе в поисках транспортабельных древностей, пригодных для незаконной продажи.

В феврале «Талибан» (запрещен в РФ) выпустил заявление, в котором пообещал беречь наследие. Вы верите в это?

Давайте требовать от них исполнения обещаний. Этой властью наделены военные трибуналы. В краткосрочной перспективе вся культура, быть может, и не будет разрушена, но меня больше всего беспокоят последствия в средней и долгосрочной перспективе. Они могут нанести урон и без того травмированной стране, в которой едва выросло одно поколение, успевшее воспользоваться плодами доступа к культурному наследию. Это чувство надежды только что было уничтожено. Но история развивается циклически, и ни одно правительство не остается у власти вечно. Будем надеяться, что культура в Афганистане погрузилась в сон — и пробудится вновь, когда положение изменится.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+