18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Выставка номинантов премии «Инновация» проходит в Нижнем Новгороде

В этом году произведения номинан тов «Инновации» показывают в нижегородском «Арсенале» до вручения премии, которое состоится 27 августа

Премия «Инновация» — одна из четырех главных российских премий в области современного искусства. Три другие — Кандинского, Курехина и премия The Art Newspaper Russia — частные инициативы, а «Инновация» — награда государственная. Вручают ее с 2005 года, количество номинаций постепенно увеличилось до семи: «Проект года», «Куратор года», «Региональный проект», «Новая генерация», «Книга года», «За творческий вклад» и «За поддержку современного искусства». С 2019-го местом проведения «Инновации» стал Нижний Новгород. Точнее — Волго-Вятский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина (ГЦСИ Нижний Новгород — Арсенал). В 2020-м из-за пандемии призовой фонд премии в 3 млн руб. разделили поровну между всеми, кто попал в шорт-лист, что было исключением из правил.

В этом году на премию было подано 460 заявок, из которых жюри отобрало 35 работ. Нарушая устоявшуюся традицию, итоговую выставку открыли 25 июня, а победителей назовут в конце августа. Обычно открытие выставки и объявление победителей проходило одновременно, а потом публика пару месяцев ходила и смотрела, кто есть самый важный в современном искусстве. В нынешнем году она тоже может смотреть, но как бы вслепую, еще не зная, кто «Инновацию» выиграет.

Наверное, в таком регламенте тоже есть свое очарование, так как акцент переносится с соревнования на, так сказать, консолидированное высказывание. По словам куратора Дарьи Ткачевой, общей платформой для всех отечественных художников стал «образовательный поворот». Если раньше таким общим знаменателем был новый образный язык (все, что не живопись и скульптура, инсталляции, акции и проч.) или социальная позиция (за демократию и против тоталитаризма), то сегодня важно поделиться со зрителем новыми знаниями. Огромное количество художественных произведений включают разного рода исторические исследования, граница между изучением темы и визуальной ее интерпретацией становится все более условной.

Например, Елизавета Коновалова (проект «Свобода. 1919.2020») заинтересовалась барельефом, когда-то украшавшим Большой Каменный мост в Москве. На барельефе была изображена фигурка с поднятой рукой, почти неузнаваемая под многочисленными слоями масляной краски. Художница выяснила, что это изображение статуи Свободы скульптора Николая Андреева, памятник первой советской конституции. Елизавета сделала из барельефа трехметровый фотоснимок, чтобы показать, как за 100 лет символ свободы растерял свою героическую привлекательность.

Или вот проект «Что, если?» Марии Сафроновой, буквально посвященный школе, а точнее — занятиям по ОБЖ: на картинах мы видим школьников, примеряющих костюмы химзащиты и разбирающих автомат. Живопись исполнена в добротной академической манере, которая подчеркивает обыденность происходящего. Но что, если эти знания действительно понадобятся? Автор иллюстрирует худший сценарий видами заброшенных опустевших классов. Такое вот деликатное, без аффектации размышление о возможном конце света.

Далеко не все произведения имеют политический подтекст. «Сад ускользающих соноров» Сергея Филатова — это металлические лепестки, свободно висящие в пространстве. Когда зритель оказывается поблизости, где-то замыкается сеть, и металл, получив электрический импульс, начинает звучать. После недавних эпохальных выставок кинетического искусства арт-сообщество с огромной благосклонностью воспринимает проекты на стыке техники и арта.

Эффектную работу «Картотека гоголевских ландшафтов Российской империи. По пьесе Н.В.Гоголя „Мертвые души“» представила выпускница ГИТИСа Евгения Ржезникова. Зрителю предлагают подойти к микрофону перед экраном, надеть наушники и прочитать с листа отрывок из Гоголя. От звука голоса инсталляция оживает: на экране начинают плыть русские пейзажи, появляются анимированные крестьяне, звучат народные песни. Если бы награждали за интерактивность, за вовлечение в игру, то эта работа наверняка получила бы премию. При обилии отвлекающих моментов, колоритных пейзан и музыки самым восхитительным оказывается первоисточник — текст «Мертвых душ».

В номинацию «Проект года» попали такие громкие выставки, как «Мы храним наши белые сны» (уже отмеченная премией The Art Newspaper Russia как «Выставка года»), «Лаборатория Будущего. Кинетическое искусство в России», «Найди еврея. 3D-повесть» и проч. Среди книг интригуют «Открытые системы. Опыты художественной самоорганизации в России. 2000–2020» Антонины Трубицыной. На звание «Куратор года» претендует Георгий Шаров, в одиночку подготовивший фестиваль стрит-арта «Один за всех» в Братске. С полным списком номинантов и описанием проектов можно ознакомиться на сайте премии.

В этом году «Инновацию» вручают в 16-й раз. Каждый год по итогам премии издают каталог. Составленные воедино, они воспринимаются как полная и объективная летопись современного русского искусства, и это одно из важнейших достижений премии.

Государственный центр современного искусства в Нижнем Новгороде (Арсенал)
Выставка номинантов премии «Инновация-2021»
До 29 августа

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+