18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Природное против индустриального в фотодуэтах Саши Генциса

№93
Материал из газеты

На выставке «Природа или прогресс», которая открывается 20 августа в Цехе красного на «Винзаводе», объединены более 50 работ разных лет

Ретроспектива из 50 фотографий к полувековому юбилею автора. В названии очевидна провокация, отражающая суть проекта. Саша Генцис демонстрирует работы из нескольких серий, которые показывают нетронутую природу и индустриальные пейзажи. На полюсах выставки — непуганые водопады Фарерских островов вкупе с заснеженными вершинами Боливии против заброшенных цехов ЗИЛа (серия «Социалистический сюрреализм»), которые Саша успел зафиксировать незадолго до сноса.

Конфликт можно примирить? Генцис уверен в положительном ответе, представляя серию пейзажей Исландии. В них сочетается красота природного ландшафта с функциональностью конструкций геотермальных электростанций. Серия «Индустриальная Исландия» прежде всего о разумности. Зачем геотермальным источникам за так испарять тепло в атмо­сферу, когда они могут служить людям? Противники зеленой энергетики и возобновляемых источников энергии вроде солнечной или ветряной постоянно говорят о дороговизне подобных способов обеспечить человечество энергией. Но как реально оценить вред природе от сжигания углеводородов? А сколько стоит красота?

Отдельная история — недавняя серия «Управляемые небеса», в которой Генцис соединил фото кабин самолетов из Центрального музея ВВС в Монино и пейзажи из собственного архива. Чтобы увидеть красоту земных пейзажей, надо поднять в небо большую, красивую, но вредную для природы реактивную машину. Эта серия стала образом современной цивилизации, когда так называемый прогресс порождает столько проблем, что его приходится брать в кавычки.

Международную известность — выставки в Барселоне, Лондоне, Москве — принес Саше Генцису проект «Дуэты». Говоря высоким слогом, он о фундаментальных вопросах человеческого развития: может ли гомо сапиенс найти с природой общий язык и научиться взаимодействовать с миром вокруг себя не как тиран-захватчик, а как бережный страж-хранитель? может ли существовать состояние равновесия, при котором потребности постоянно растущей людской популяции удовлетворялись бы без побочного уничтожения природных богатств и естественного разнообразия окружающей среды? может ли человечество преодолеть пожирающий его голод экстенсивной экспансии и поглощения ресурсов, чтобы взглянуть на перспективу судьбы, которую ему навязывает необузданный рост аппетитов?

На первый взгляд кажется, что Генцис — отчаявшийся пессимист. Как иначе объяснить соединение в одном дуэте старой автомобильной покрышки и круглого водопада, а в другом — девственного полярного льда и бетонных «человейников»? Но рядом появляется «Видимость моста». Совершенное творение рук человеческих реально, оно соединяет два берега, делая удобной переправу. И как образ, примиряя человека и окружающий мир.

К открытию выставки Саша Генцис создаст новую работу в NFT-формате. Как вы думаете, невзаимозаменяемый токен экологичен? 

Центр современного искусства «Винзавод»
«Саша Генцис. Природ или прогресс»
20 августа – 3 сентября

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+