18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Наскальная живопись долины Рио Гранде становится цифровой

№93
Материал из газеты

Археологи спешат задокументировать древнее искусство долины Рио-Гранде, поскольку многие из этих уникальных изображений находятся под угрозой полного или частичного исчезновения

За последние четыре года археологи, работающие в штате Техас на границе с Мексикой, зафиксировали более 230 объектов с древними пиктограммами и наскальной живописью коренных народов. Эти изображения находятся под угрозой исчезновения из-за природных и антропогенных факторов. «Необходимо безотлагательно задокументировать как можно больше объектов, пока мы не утратили их навсегда», — уверена археолог и художница Кэролайн Бойд, основавшая исследовательский и образовательный центр «Шумла». Эта некоммерческая организация реализует $3-миллионный проект «Александрия», посвященный выявлению и охране древнего искусства в регионе Рио-Гранде.

Территория, известная как археологическая зона «Каньоны низовьев реки Пекос», простирается приблизительно на 80 км к северу от границы США и на 95 км к югу в глубь Мексики. Наибольшее число известных сегодня изображений сконцентрировано на полосе длиной 110 км между городами Дель-Рио и Драйден. Выдающаяся наскальная живопись возрастом от 4,2 тыс. до 1,5 тыс. лет представляет собой сложные композиции, изображающие людей, животных и ритуалы. Сцены выполнены красным, черным и желтым пигментами, которые систематично наносились пересекающимися слоями.

Некоторые объекты находятся под угрозой затопления из-за соседнего водохранилища, другие недоступны для исследователей из-за деятельности, которую ведут в регионе мексиканские картели. «Хотя мы никогда и не сталкивались с картелями напрямую, их присутствие ощущается», — говорит Бойд. Во время работы команду, в которую обычно входят от четырех до шести археологов и стажеров, сопровождают вооруженные охранники или рейнджеры Управления национальных парков. «Мы надеялись расширить охват проекта на юг, в мексиканский штат Коауила, но коллеги из Мексики посоветовали нам повременить с этим», — рассказывает Бойд.

Проект назван в честь древнеегипетской Александрийской библиотеки, погибшей в пожаре 2 тыс. лет назад. Название призвано подчеркнуть острую необходимость задокументировать и постараться расшифровать древние рисунки, повествующие о выдающихся событиях прошлого Северной Америки. «В этих рисунках все имеет смысл — не только сами изображения или их форма и цвет, но и процесс создания, в том числе порядок нанесения красок, расположение рисунков в ландшафте и то, как с ними взаимодействуют солнце и луна», — объясняет руководитель проекта.

Большинство объектов до сих пор не задокументированы, поскольку находятся на частных территориях; нужно, чтобы сами владельцы участков обнаружили их и открыли доступ для исследователей. По словам Бойд, археологи подготовили «просветительскую программу для местных землевладельцев, призванную рассказать им о том, что мы изучаем, и о важности этого искусства, чтобы расположить их к сотрудничеству; в деле охраны объектов мы полагаемся на них, и пока что это работает».

В январе минувшего года по инициативе организации «Шумла» археологической зоне был присвоен статус национального исторического памятника. Охранный статус получили 35 «показательных» объектов, в основном находящихся на частных землях. Однако уже в ближайшие месяцы все любопытствующие получат виртуальный доступ к ним благодаря оцифровке наскальной живописи. Полгода назад завершился первый этап проекта, в рамках которого специалисты провели первичное обследование, в том числе сделали фотографии в высоком разрешении, создали трехмерные модели, зафиксировали иконографические данные и классифицировали объекты. Второй этап будет включать углубленную документацию и анализ рисунков. Каждой фигуре на каждой композиции будет присвоен идентификационный код, предстоит сделать подробное описание всех изображений и провести радиоуглеродный анализ.

«На полное документирование всего региона может уйти несколько жизней, — говорит Бойд. — Но со временем начинаешь обращать внимание на типичные схемы и узнавать руку конкретного художника, замечать повторение некоторых типов фигур. Часто при виде фигуры кто-нибудь из команды сразу кричит, что знает, кто ее нарисовал». 

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
3
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
4
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
5
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
6
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
7
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+