18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Владимир Гусев: «Музей должен меняться, и музей не должен меняться»

№93
Материал из газеты

За время пандемии Русский музей смог выйти в мировой топ по посещаемости. Как музею удалось добиться таких результатов, рассказал директор Владимир Гусев

Почти 25 млн зрителей онлайн-трансляций, посетителей социальных сетей и сайта — с таким впечатляющим итогом Государственный Русский музей пережил тяжелейший 2020 год и занял первое место по посещаемости среди российских музеев, вошедших в ежегодный международный рейтинг The Art Newspaper. Были открыты десятки выставок в стране и за рубежом, поддержана работа сотен виртуальных и реальных филиалов по всему миру.

Как Русский музей пережил пандемию? Потери уже подсчитали?

Мы ее еще не пережили окончательно, все, к сожалению, продолжается. Были, конечно, серьезные потери внебюджетных средств, но принятые нами меры и система работы с посетителями дали возможность Русскому музею впервые занять первое место по посещаемости среди музеев России, вошедших в мировой топ-список.

Откройте секрет: как вам это удалось?

Мы были подготовлены к такой неожиданной ситуации всей нашей работой за последние годы. Нам не пришлось в начале пандемии с нуля создавать систему «музей онлайн»: за 18 лет существования проекта «Русский музей: виртуальный филиал» в разных регионах страны и за рубежом мы открыли буквально сотни представительств. Да, количество реальных посетителей в 2020 году упало на 50%, но в интернете у нас был настоящий бум. Аудитория онлайн-трансляций Русского музея выросла до 20 млн человек, наш сайт посетило более 4 млн любителей искусства. Такие цифры дали виртуальные филиалы, сайт, соцсети и реальные посетители.

Вы ставите знак равенства между реальными посещениями и виртуальными?

Эти цифры нельзя разделить. Уверен, каждое онлайн-посещение только повышает интерес к реальному музею. Огромный интерес вызвала расширенная информация, сопровождавшая все наши выставки — а только за минувший год мы их открыли около 60 в музее, по России и за рубежом. В том числе в Малаге, в Испании. С конца апреля там работает выставка «Война и мир» и  параллельно «Лев Толстой. Дорога жизни» и «Иван Айвазовский и художники-маринисты в России». Недавно по просьбе мэра Малаги продлили с ними договор о сотрудничестве до 2035 года.

БИОГРАФИЯ
Владимир Гусев
Генеральный директор Государственного Русского музея, искусствовед, художник

1945  родился в городе Калинин (Тверь)
1970  поступил в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина
1975  вступил в Союз художников СССР
С 1978 работает в Русском музее
1985  защитил кандидатскую диссертацию «Ленинградская монументальная скульп­тура 1960–1980-х годов»
С 1988 директор Русского музея
1996  заслуженный деятель искусств Российской Федерации
2001  академик Российской академии художеств
2004  лауреат Государственной премии Российской Федерации
2013  лауреат Премии правительства Российской Федерации

Еще…

У Русского музея какие-то особенные отношения с Малагой?

Филиал в Малаге мы открыли шесть лет назад, и он почти сразу вошел в первую десятку лучших музеев Испании по динамике развития. Мы, кстати, открывали его в один день с филиалом Центра Помпиду, и местные журналисты тогда иронически говорили нам: «Вы не выдержите конкуренции с Центром Помпиду». А сегодня наш филиал по посещаемости в два раза опережает филиал Центра Помпиду — и даже Музей Пикассо в Малаге!

У Русского музея вообще больше, чем у любого другого крупного российского музея, различных представительств по стране. Ваши филиалы и культурные центры находятся в каждом регионе?

С 2003 года открылось 245 виртуальных представительств Русского музея, в том числе 198 в России и 47 в других странах. В Казани, Когалыме, Мурманске, Саранске, Ярославле действуют культурно-выставочные центры с нашим участием. В ближайшей перспективе откроем наши реальные филиалы в Кемерове и Когалыме. На Петербургском международном экономическом форуме в июне состоялось подписание пятистороннего соглашения о развитии культурного сотрудничества с Ханты-Мансийским автономным округом. В рамках этого проекта в Когалыме планируется строительство специального здания для музейного комплекса, в котором будет филиал нашего музея.

Как формируется поток посетителей? Есть ли какие‑то стратегически важные группы: россияне, иностранцы, петербуржцы?

Как правило, все зависит от формирования туристического потока в целом в Петербурге. Обычно иностранные туристы составляют треть посетителей, остальные — россияне (в последнее время они стали больше ездить в Петербург и посещать музеи).

Насколько общий бюджет музея зависит от количества проданных билетов?

Порядка 40% мы зарабатываем сами. Это не только продажа билетов, но и работа со спонсорами.

У вас есть попечительский совет, патроны? Как это работает?

Попечительский совет у нас есть. Есть фонд «Друзья Русского музея», который возглавляет Владимир Евтушенков. В него входят и Леонид Михельсон, и Андрей Костин, и Алексей Мордашов, и Вагит Алекперов… На последнем заседании этого совета, в конце апреля, накануне 125-летия Русского музея, господин Алекперов и предложил создать филиал в Когалыме. Его поддержали правительство и Министерство культуры. Строить филиал будет «Лукойл», а мы, при поддержке министерства, обеспечим музейную работу филиала. Будем работать по принципу Испании: одна большая выставка в год и три-четыре поменьше. Планируем и детские, и развлекательные программы. Кстати, в выставочном центре Когалыма недавно проходила наша выставка произведений из знаменитой коллекции Василия Кокорева. Она в свое время стала основой Русского музея, созданного Александром III, а для «Лукойла» Кокорев — знаковая фигура, ведь он начинал нефтедобычу и нефтепереработку в России. Сейчас везем туда передвижников.

История со строительством филиала Русского музея в Кемерове тянется уже не первый год. Что там сейчас происходит?

Третий год продолжается проектирование; сейчас возникли какие-то новые проблемы с проектировщиками. Процесс курирует президентский фонд «Национальное культурное наследие», он же финансирует строительство объекта.

Структура зданий и филиалов музея

Михайловский дворец (бывший дворец великого князя Михаила Павловича, с 1898 года — Русский музей императора Александра III, с 1917 года — Государственный Русский музей)
Корпус Бенуа (с 1932 года)
Строгановский дворец (с 1988 года)
Михайловский замок (с 1991 года)
Мраморный дворец (с 1992 года)
Летний сад и Летний дворец Петра I (с 2004 года)
Домик Петра I (с 2004 года)
Музей Людвига в Русском музее (с 1995 года) — особый раздел постоянной экспозиции в Мраморном дворце, образованный даром немецких собирателей Петера и Ирене Людвиг
Филиал в Малаге (Испания). Открыт в 2015 году. Расположен в здании Табакалеры (бывшей табачной фабрики) общей площадью 2,3 тыс. кв. м
Филиал в Кемерове планируется завершить к 2023 году. Временную площадку на 2020–2023 годы филиалу Русского музея предоставил Музей изобразительных искусств Кузбасса 245 виртуальных филиалов, из них 47 — за рубежом

Еще…

Выставки Русского музея, как правило, очень традиционные по подаче. Вы принципиально не приглашаете для выставочных проектов сторонних дизайнеров, архитекторов, кураторов?

Нам хватает своих специалистов, и за их работу зрители голосуют ногами. Что касается финансирования, то государство не выделяет нам сегодня средств на выставочные проекты, мы сами их ищем. Последние годы, как вы понимаете, для спонсоров — не самое хорошее время. Это значит, что приглашение дизайнеров или архитекторов с именами может закончиться незавершенным проектом. А это куда более существенные репутационные потери, чем претензии к традиционному дизайну выставок.

В следующем году исполнится десять лет с момента окончания реконструкции-реставрации Летнего сада, который находится в ведении вашего музея. Вы довольны результатом?

Меня радует, в каком сейчас состоянии Летний сад: кустарник разросся, кроны деревьев увеличились, мелкие птицы появились, чего уже давно не было. Конечно, мы многое обновили — это задача реставрации, — но урона саду не нанесли. Проект реставрации сада создавался и осуществлялся под строгим надзором Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры.

Плату будете вводить за вход?

Этого в планах нет!

Недавно вы показали отреставрированные залы Михайловского замка. Насколько это было тяжело, ведь здание пребывало в очень плачевном состоянии?

В первую очередь было интересно! Открытие дворцов — это еще и открытие малоизвестных страниц истории, судеб их обитателей и владельцев. У меня, например, совершенно изменилось представление о Павле I. Замок был действительно в очень плохом состоянии. История с восстановлением парадных залов, в которых располагалась Военно-морская библиотека, длилась почти 25 лет и сейчас наконец завершается. Нам передали Михайловский замок в конце прошлого века, при тогдашнем мэре Анатолии Собчаке, но все затянулось из-за отсутствия средств, хотя документация была давно готова. По поручению президента в конце 2019 года нам все-таки выделили финансирование, и за год пандемии мы это сделали. Сейчас самим не верится, как все изменилось! Основные помещения уже готовы, остались спальня Павла, комнаты детей, Мальтийская тронная. Всего осталось отреставрировать около 10% интерьеров.

Каким вы видите будущее Русского музея? Мир вокруг стремительно меняется — ваш музей готов к переменам?

Музей должен меняться — и музей не должен меняться. Между этими понятиями надо балансировать и искать равновесие. Да, сейчас в жизни огромную роль играют цифровые технологии, но они не должны и не могут подменить реальный музей. Если, конечно, не произойдут какие-то патологические изменения в природе человека. Музей должен оставаться музеем, где предметы выставлены на привычных местах, куда посетители могут привести своих детей и внуков. Мне приходилось спорить с теми, кто требовал, чтобы музеи предоставляли услуги, превращаясь в парки развлечений. Возможно, придет другой директор и все изменится, но я остаюсь на своих позициях: музей должен сохранять изначальное предназначение — собирать, хранить, изучать и показывать.  

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+