18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры

№94
Материал из газеты

Грандиозный шум вокруг «Большой глины № 4» Урса Фишера не должен затмевать главное: в центре Москвы усилиями фонда V–A–С появилось новое общественное пространство, возрождающее идею советских домов культуры, — «ГЭС-2»

Резонанс, который получила скульп­тура швейцарца Урса Фишера «Большая глина № 4», установленная фондом V–A–C в конце августа в самом центре Москвы, рядом с «Ударником», около бывшей электростанции ГЭС-2, в преддверии открытия там культурного центра, может быть сравним только с давним скандалом вокруг монумента Петру I Зураба Церетели по соседству. Тогда, в 1990-е, москвичи дружно протестовали против гигантской статуи под лозунгом «Вас здесь не стояло»; была даже попытка взрыва памятника анархистами. Но Петр устоял и превратился в столичную достопримечательность, памятник не столько царю, сколько причудливому вкусу легендарного мэра Юрия Лужкова.

Про «Глину», сопоставимую по размеру с Петром — 12 м, было известно, что она тут временно, на несколько месяцев (до этого арт-объект гостил в Нью-Йорке и во Флоренции), тем не менее на нее обрушился настоящий шквал критики и насмешек.

Тон задал телеведущий и блогер Максим Галкин, он назвал скульптуру кучей экскрементов, и от этой ассоциации шедевру Фишера уже трудно отмыться, несмотря на все попытки профессионалов объяснить, что в работе гораздо больше смыслов. Например, в интервью нашей газете куратор Франческо Бонами назвал ее «памятником потребности человека творить». «Конечно, реакция общества важна. К ней надо внимательно прислушиваться, но и относиться с определенной долей скептицизма», — сказал он.

Возможно, такая буря негодования объясняется накопившимся недовольством по отношению к другим городским памятникам, которые публично опаснее критиковать, так как инициатива их установки исходит от властей, в то время как «Глина», да и вся реконструкция ГЭС-2, — это подарок городу от частного фонда, и тут табу нет.

Есть, конечно, ирония судьбы в том, что общественное мнение кинулось, как дети на погремушку, на пусть и крупный, но единичный арт-объект, как будто не замечая грандиозного переустройства пространства за ним. Но хочется надеяться, что, когда Дом культуры «ГЭС-2» откроется (точной даты не называют, но это случится осенью), горожане оценят привлекательность новой точки прогулок, досуга, искусства и образования. По крайней мере, концепция «ГЭС-2», представленная основателем фонда Леонидом Михельсоном и его директором Терезой Мавикой, предполагает, что это должно быть народное, демократичное пространство, отвечающее разным запросам.

Идея дома культуры была почерпнута в советском прошлом, но переосмыслена в соответствии с современными требованиями.

Именно на нее купился и автор проекта реконструкции, знаменитейший Ренцо Пьяно, за Центр Помпиду признанный великим еще на заре своей карьеры. В интервью нашей газете в 2015 году он говорил: «Наше архитектурное бюро имеет много общего с тем, чем занимается Леонид: мы строители, мы создаем, делаем что-то, оставляем после себя эпическое и, может, даже утопическое. Это фантастика — получить целую электростанцию в самом центре города! Москва — это город желаний, и поэтому так важно создать пространство для молодежи, публичное пространство, образовательное».

«ГЭС-2» — это не просто еще один музей, причем бесплатный, а целый комплекс на 2 га земли, купленных Михельсоном у города в 2014 году.

Тут преду­смотрены и мастерские, и актовый зал на 420 мест, а главное здание ГЭС превращено в променад под стеклянной крышей, который напоминает о пассажах XIX века вроде Галереи Виктора-Эммануила в Милане или ГУМа.

Еще это новая набережная со спуском к реке, парковка для электромобилей, наконец, это высаженная здесь березовая роща. И даже две высокие трубы, которые горожане вдруг заметили, когда из серого архитекторы перекрасили их в синий, теперь ничего вредного не выбрасывают, а, напротив, участвуют в новаторской системе циркуляции воздуха.

Само место — стрелка острова Балчуг, которую часто зовут «Красный Октябрь» по названию бывшей кондитерской фабрики, — за последние пару десятилетий стало гнездом креативного класса. До V–A–C тут было немало ярких художественных инициатив: и галерейный кластер «Арт-стрелка», и выставки, которые устраивала амбициозная Мария Байбакова, и попытка Шалвы Бреуса превратить «Ударник» в арт-центр. Но ничего, подобного тому, чем несколько десятилетий был недавно упраздненный ЦДХ, не вылеплялось. И вот сейчас пазл сложился: «ГЭС-2» становится новой креативной доминантой этого места. Со всеми возможностями. И теперь уже от горожан зависит, как они их используют.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
6
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
7
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Предыдущая ретроспектива творчества передвижников — всех вместе, а не по одному — проходила больше полувека назад и была как раз передвижной: она путешествовала по нескольким городам СССР. На этот раз, похоже, дело ограничится Москвой
05.11.2024
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+