Триумфальная арка как тип архитектуры хорошо известна: одна арка, две или три, расположенные между пилястрами, поддерживающими аттик, где помещаются надписи, рельефы или статуи. Сначала их возводили только в Риме, потом они распространились по всей Римской империи — от Марокко до Шотландии, а гораздо позже и по всему миру.
Название этого сооружения связано с церемонией приветствия полководца, возвращавшегося с победой в Рим. Триумфатор проезжал через арку, облаченный в расшитые одежды Юпитера, подобно этрусскому божеству; его лицо было окрашено в пурпурный цвет. Он ехал с окраины города на колеснице, вслед за ним двигались его войска, часто напевавшие непристойные песни и грубо подшучивавшие над своим командиром. Публике демонстрировались трофеи и плененные вражеские военачальники; некоторых из них (во времена республики, конечно) казнили у подножия Капитолийского холма, по которому полководец затем поднимался к храму Юпитера, где слагал с себя полномочия. После периода правления Августа в церемонии стали участвовать императоры, а полководцы рангом пониже довольствовались более скромными торжествами.
Впрочем, наименование «триумфальная арка» появилось намного позже зарождения этой традиции — лишь к тому времени, когда по всей империи и даже за ее пределами уже были построены всевозможные варианты такого сооружения. Эта архитектурная схема легла в основу разнообразных композиций: алтарных картин, фасадов церквей, надгробий. Арки над процессиями королей и князей стали обычным явлением в европейских городах.
Все это и многое другое Питер Хауэлл описал в книге «Триумфальная арка», впервые представив исчерпывающий рассказ об этом типе архитектуры со всеми его вариациями. Материала было настолько много, что автор столкнулся с неизбежными проблемами его организации: семь глав здесь посвящены древности и лишь одна отводится на целое следующее тысячелетие (в ней, в частности, не упоминается о тройных входных портиках средневековых церквей, что кажется странным). Однако подобные упущения не снижают общей ценности этого труда.
В книге собраны многие обойденные вниманием примеры, такие как Арка аборигенов 1901 года в австралийском Брисбене, где в роли скульптур выступали живые аборигены, а также сделанная из стульев арка 1880 года в английском Хай-Уикоме. По мере приближения к современности образцы становятся все более спорными. Так, Большая арка Дефанс в Париже — вовсе не арка, а куб, имеющий существенный недостаток: он перерезает вид от Елисейских Полей через Триумфальную арку, расположенную на площади Звезды.
Можно сказать, что подобный тип арок постепенно исчезает, и автор предложил исчерпывающее его поминовение. Сомневаюсь, что кто-то сумеет написать об этом лучше или хотя бы возьмется конкурировать с книгой Хауэлла.