Крепкая связь французского ювелирного Дома Van Cleef & Arpels и балета зародилась более 100 лет назад в Париже, вскоре после открытия первого бутика Альфредом ван Клифом и братьями Арпельс в 1906 году. Страстный поклонник этого классического танца, Луи Арпельс часто вместе с племянником Клодом посещал Парижскую оперу — всемирно известный театр, знаменитый своей балетной труппой и великолепными спектаклями. Грация и легкость движений балерин вдохновила Арпельса на создание брошей, со временем ставших знаковыми изделиями Van Cleef & Arpels.
Первые эскизы, а затем и сами броши в виде балерин появились в 1940-х годах. Фигурки из золота и бриллиантов часто были дополнены украшением для волос в виде драгоценного узора и невесомой пачкой из цветных камней. Одни из первых брошей, вдохновленных изяществом женских образов, Spanish Dancer и Ballerina, сразу очаровали коллекционеров по всему миру.
Со временем любовь Van Cleef & Arpels к балету только усилилась. В 1950-х годах Клод Арпельс познакомился со знаменитым хореографом и основателем труппы New York City Ballet Джорджем Баланчиным, обожавшим драгоценные камни. Этот альянс интересов помог появиться на свет одной из известнейших постановок, которая и сейчас блистает — во всех смыслах — на сценах ведущих театров мира, — балету в трех актах «Драгоценности». Его премьера состоялась в 1967 году. Каждая часть балета словно оживляет драгоценный камень и рассказывает его историю. Акт про изумруды сопровождается мелодиями из произведений Габриеля Форе, рубины раскрываются под музыку Игоря Федоровича Стравинского, а рассказ о бриллиантах сопровождается произведениями Петра Ильича Чайковского.
Со временем коллекции ювелирных изделий Van Cleef & Arpels пополнились фигурками балерин в различных интерпретациях. Это и абстрактные изображения танцовщиц в кружевах и пышных драпировках из драгоценных камней, воплощенные, например, в серьгах Draped, и более традиционные коллекции брошей и часов. Любовь бренда к искусству танца выражается в коллекции высокого ювелирного искусства Ballet précieux, впервые представленной в 2006 году. Броши Odette ballerina и Swan Lake ballerina вызывают в памяти женские образы из знаменитого балета «Лебединое озеро». Балетные пачки выполнены из золота и драгоценных камней и по форме напоминают настоящие сценические костюмы.
Ювелирный Дом Van Cleef & Arpels по сей день вдохновляется чарующими движениями танцовщиц, создавая ювелирные и часовые изделия бренда. Три новые броши в виде балерин, облаченных в драгоценные наряды из изумрудов, бриллиантов и рубинов, отсылают к образам классического балета.
Балерина на броши Camille ballerina, выполненная из белого и желтого золота, изумрудов, желтых сапфиров и бриллиантов, будто замерла на мгновение во время исполнения блистательного па. Такого эффекта движения мастерам Van Cleef & Arpels помогло добиться использование драгоценных камней разного размера, придавших украшению объем и реалистичность.
На создание другой броши, Dulcinea ballerina, ювелиров вдохновил знаменитый образ юной Дульсинеи из балета «Дон Кихот». Фигурка, кружащаяся в танце, выполнена из белого золота и облачена в рельефную пачку из розового золота с бриллиантовым паве.
В броши Albertina ballerina мастера стремились воплотить образ Альбертины Симоне, героини цикла романов Марселя Пруста. Девушка грациозно взмахивает рукой, а ее элегантность ювелиры умело подчеркивают летящей пачкой из рубинов, бриллиантов и розового золота.
Появились и более современные фигурки балерин. Например, брошь с графической интерпретацией ярких декоративных пайеток, которые впервые были представлены в изделиях Дома в 1936 году. Фигурки из желтого золота, небесно-голубой бирюзы, насыщенного синего лазурита и бриллиантов дополнили коллекцию Bouton d’or.
Мир танца впервые находит отражение и на ярких циферблатах часов Van Cleef & Arpels. В этом году часовая коллекция Extraordinary Dials пополнилась двумя моделями: Lady Danse и Lady Danse Duo, изображающими бродвейскую солистку и группу танцоров. Это настоящие художественные произведения в миниатюре, выпущенные лимитированной серией. В них сочетаются драгоценные и поделочные камни, тщательно отобранные специалистами и соответствующие критериям Дома, современные мотивы и высочайшее мастерство исполнения. На часах в корпусе 33 мм запечатлены два главных момента в жизни любого артиста: мгновение перед выходом на сцену и само выступление. В новых моделях впервые на циферблате часов Van Cleef & Arpels появляется рельефная каменная мозаика маркетри. Это сложная техника, требующая от ювелиров особых навыков и безукоризненной точности.
Сегодня Дом Van Cleef & Arpels сохраняет прочную связь с миром танца, не только запечатлевая образы балерин в коллекциях украшений, но и активно сотрудничая с различными труппами и принимая участие в культурных проектах.
С 2021 года бренд поддерживает танцевальную труппу L.A. Dance Project, созданную французским танцовщиком и хореографом Бенжаменом Мильпье. Вместе с коллективом увлеченных профессионалов Мильпье, бывший ведущий танцор New York City Ballet, создает театральные постановки и танцевальные номера в нестандартных пространствах, чтобы изменить устои мира хореографии. В 2019 году Van Cleef & Arpels представил коллекцию ювелирного искусства
Romeo & Juliet, воплощающую в себе образы из поставленного Бенжаменом Мильпье балета «Ромео и Джульетта». В том же 2019 году Van Cleef & Arpels стал официальным спонсором Большого театра и поддержал выход революционной постановки «Нуреев» режиссера Кирилла Серебренникова.
Van Cleef & Arpels также сотрудничает с благотворительным проектом Fedora, поддерживая новаторов в сфере танца и молодых талантливых хореографов. Дом даже учредил авторскую награду Fedora — Van Cleef & Arpels Prize for Ballet, которая ежегодно присуждается особо выдающимся постановкам.
В прошлом году французский ювелирный Дом открыл новую главу в собственной истории отношений с миром танца. Инициатива Dance Reflections by Van Cleef & Arpels разрабатывалась совместно с международными партнерами бренда с целью поддержки артистов и театров. Проект также предоставляет информационное сопровождение новых постановок и повышает осведомленность о мире танца среди широкой аудитории.