Знакомство с художниками и их работами начинается в музее, а знакомство с музеем — с фильма «Внутри Уффици». Мир музея — это модель современного мира, где сталкиваются национальные интересы, а конфликт поколений метафорически представлен в сюжете о том, как рядом с залами, где восторженно замирают перед работами Боттичелли, размещают современную скульптуру.
Скульптура Жауме Пленсы в фильме «Вы меня слышите?» с удовольствием покидает пределы музея: она лучше чувствует себя в открытых публичных пространствах, Пленса задает ритм городской среде. В его фонтанах можно купаться, и это почти цитата из классики — вспомним, с каким удовольствием герои «Сладкой жизни» Феллини плещутся в римском фонтане Треви. Для японского города Огидзима Пленса сделал павильон в порту; по форме он похож на черепаху (это один из символов Японии), а его прозрачная конструкция напоминает о родных для скульптора испанских кружевах.
Японскую тему продолжает «Поездка в Токио» — виртуальная экскурсия по городу, где нашим гидом становится Рюэ Нисидзава. Авторы начинают путешествие с архитектором-звездой ранним дождливым утром, а заканчивают ироничной романтической сценой в лунном свете на крыше знаменитого дома Морияма, построенного Нисидзавой в 2005 году.
С традиционным японским искусством аниме нас знакомит фильм о творчестве Сатоси Кона — «Сатоси Кон, иллюзионист». Подобно художникам романтизма, он увлечен темой конфликта человека и общества, но уже в современную эпоху, когда кино, телевидение и интернет умножают виртуальные реальности.
Создатели фильма RIBOCA предлагают зрителям виртуальное путешествие по биеннале современного искусства, которая должна была состояться в Риге в прошлом году, но была практически отменена из-за пандемии — и тогда ее организаторы решили снять фильм, в котором кураторы Ребекка Ламарш-Вадель и София Лемос рассказывают о готовых работах, расположенных на территории бывшего грузового порта в Андрейсале.
Выдающийся немецкий режиссер Ульрике Оттингер в фильме «Парижские каллиграммы» дарит зрителю путешествие во Францию времен студенческих волнений 1960-х годов, возвращаясь в эпоху собственной юности. В городе своего детства, Белграде, оказывается и Марина Абрамович в фильме «Возвращение домой. Марина Абрамович и ее дети». Ностальгические путешествия обеих великих женщин неожиданным образом не замыкают, а размыкают круг: воспоминание и возвращение в прошлое дают возможность переоценки триумфов и неудач, увлечений и разочарований, открывая новое понимание того, что уже известно или почти забыто.
В «Дневниках Цугуа» Мигель Гомеш вместе с Маурин Фазендейру заняты поисками утраченного во время карантина времени. Сами они явно не теряли времени даром: снятый ими фильм летом этого года оказался в каннской программе «Двухнедельник режиссеров».
Произведения Леонардо да Винчи давно заняли самые почетные места в крупнейших музеях, но с его именем по-прежнему связаны громкие провокации в мире арт-бизнеса. Разобраться в сложных отношениях миллиардеров, искусствоведов и дилеров пытаются авторы фильма «Утраченный Леонардо», основанного на реальных событиях с картиной «Спаситель мира» и в то же время странно напоминающего киноленту Кристофера Нолана «Довод» — там сюжет закручивается вокруг рисунка Брейгеля.
Не менее интересно наблюдать за событиями фильма «Харджиев. Последний русский футурист», посвященного драматичной судьбе коллекционера и историка русского авангарда Николая Харджиева. Как в хорошем детективе, важна не только и не столько интрига — не менее любопытно слушать всех участников этой запутанной истории.
История, которая представлена в сериале «Пепперштейн: сюрреалити-шоу», объединяет сразу несколько жанров. Это портрет художника, знаменитого концептуалиста Павла Пепперштейна на фоне семьи, эпохи и страны, которой искусство было необходимо буквально как воздух. Тему сюрреализма, заявленного в названии фильма, органично поддерживают анимационные иллюстрации, которые иногда выглядят более убедительно, чем реальные объекты и локации.
Авторы выбранных нами в этом году фильмов находят разные причины и поводы поговорить о людях, связанных с искусством, будь то художники, кураторы или музейные хранители. Здравый смысл заставляет нас задуматься: почему произведения искусства вызывают такие эмоции, споры и запреты? наконец, почему они продаются за большие деньги? Вероятно, потому что способны изменить наше видение мира и наше представление о ценностях — а это дорогого стоит.
Режиссер Борис Милькович
Сербия, 2020
Марина Абрамович возвращается в Белград — город, откуда она уехала в середине 70-х годов прошлого века. Выставка The Cleaner подводит итог 50-летнему творческому пути: после Скандинавии, Германии, Италии и Польши художница привозит свой проект на родину. Абрамович уже классик, но перформанс — живое искусство в буквальном смысле слова, поэтому главным становится вопрос о том, насколько молодые художники смогут повторить ее опыт и как сложатся отношения Марины с новым поколением.
Для тех, кто хочет научиться современному искусству и понять, в какой момент оно из современного становится классическим.
Режиссеры Коринна Бельц и Энрике Санчес Ланш
Германия, 2021
Уникальная возможность увидеть скрытую от обычных посетителей жизнь одного из старейших музеев мира. Здесь собрана прекрасная коллекция искусства Ренессанса, но, чтобы зритель смог лучше понять, как устроена Галерея Уффици, авторы фильма расскажут не только о картинах Сандро Боттичелли, но и о людях, которые здесь работают. Директор музея, немецкий историк искусства Айке Шмидт, и его интернациональная команда стараются поддерживать баланс между сохранением классического национального достояния и обновлением музейной экспозиции.
Рекомендуется тем, кто любит посещать музеи, и обязателен для тех, кто собирается когда-нибудь выставить там свои произведения.
Режиссер Педро Бальестерос
Испания, 2020
Виртуальный мастер-класс Жауме Пленсы и возможность наблюдать за процессом создания скульптур. Пленса родился в Барселоне, учился в Париже и преподает в Чикаго. Для тех, кто посетил его недавнюю выставку в Московском музее современного искусства, это возможность увидеть работы скульптора там, где они установлены, и почувствовать их роль в организации пространства — фильм начинается с открытия выставки в Королевских садах Стокгольма и заканчивается установкой скульптуры «Голоса» в Нью-Йорке.
Для тех, кто интересуется скульптурой и вопросами организации городской среды, и тех, кто хочет знать, как воображаемые объекты превращаются в материальные.
Режиссер Паскаль-Алекс Винсент
Франция — Япония, 2021
Сатоси Кон — один из наиболее оригинальных художников манга и аниме, оказавший влияние на изобразительное искусство, анимацию и культуру Японии. Фильм о нем участвовал в официальной программе Каннского кинофестиваля 2021 года в разделе «Каннская классика». О Сатоси Коне вспоминают его друзья и сотрудники: Мамору Осии, Мамору Хосода, Масао Маруяма, а также Даррен Аронофски, процитировавший один из кадров Сатоси Кона (с разрешения автора) в фильме «Реквием по мечте».
Для тех, кто любит аниме и анимацию или только собирается начать знакомство с этим видом изобразительного искусства в движении.
Режиссер Евгений Митта
Россия, 2021
Творческий портрет художника и теоретика современного искусства Павла Пепперштейна на фоне исторических перемен сделан в жанре документального сериала с включением анимационных эпизодов и элементов документального кино. Анимация здесь отвечает за моменты, когда то, о чем говорят персонажи, нужно изобразить буквально и в соответствии с их интонацией. Названия серий отсылают то к личному опыту («Мама», «Папа», «Переделкино»), то к истории искусства («Создание группы „Медицинская герменевтика“»), а интригующий заголовок «Сладкая тьма» — на самом деле название первой персональной выставки Пепперштейна.
Для тех, кто (не) читал в детстве книги с рисунками Виктора Пивоварова или (не) видел, как кефирные грибки отправляются в полет.
Режиссер Андреас Кефед
США, 2021
История картины «Спаситель мира», которая вызвала восторг, скандал и судебные иски. Наша газета уже подробно писала об этих событиях. Авторы фильма пытаются разобраться, кто же первым сказал: «Леонардо», — и почему там, где речь идет о больших деньгах, решающим может оказаться суждение искусствоведа. Главным итогом, пожалуй, можно считать то, что Леонардо еще раз подтвердил свою репутацию самого загадочного художника.
Для тех, кто любит искусство и хочет понять, насколько оно надежно как способ вложения капитала.
Режиссер Ульрике Оттингер
Германия — Франция, 2020
Ульрике Оттингер вспоминает, как она, начинающая художница, приехала в Париж в 60-х годах прошлого века. В архивных документальных кадрах и графических работах самой Оттингер на экране оживают Сен-Жермен и Латинский квартал, литературные кафе и лавки букинистов, лидеры парижской богемы и политические демонстрации. Эта юная немецкая барышня, которая так живо воспринимает культуру чужой страны, скоро вырастет и будет слушать лекции Сартра, дружить с Бойсом, Фассбиндером и Шлёндорффом, писать пьесы и оперы и путешествовать на Камчатку и Сахалин по следам Адельберта фон Шамиссо.
Для тех, кто начинает знакомство с Ульрике Оттингер — или уже давно любит ее творчество, а также Париж, путешествия и приключения.
Режиссеры Давис Симанис, Ребекка Ламарш-Вадель
Латвия, 2020
Куратор Рижской международной биеннале современного искусства Ребекка Ламарш-Вадель превратила экспозицию, закрытую в прошлом году из-за пандемии, в съемочную площадку фильма. «Сценарий фильма следует за остатками первоначального плана выставки, петляя между незаконченными, переоформленными и переосмысленными замыслами и разворачиваясь как одиссея, художественный дрейф и размышление о непостоянстве вещей», — комментирует она свой проект.
Для тех, кто любит современное искусство или хочет стать куратором.
Режиссер Лилия Вьюгина
Россия, 2020
В начале 90-х годов прошлого века коллекцию Николая Ивановича Харджиева считали крупнейшим собранием документов русского авангарда. Сам хозяин никогда не составлял описи хранившихся у него сокровищ, полагаясь на свою память и не доверяя никому, кроме близких. Поэтому сейчас особенно трудно установить, куда пропала часть архива и в чьих коллекциях находятся картины, которые удалось нелегально вывезти из СССР. В фильме об этом рассказывают участники и свидетели тех событий, а за кадром звучит музыка почти неизвестных в России композиторов русского авангарда.
Для тех, кто понимает, что коллекционер в истории искусства играет не менее важную роль, чем художник.
Режиссеры Ила Бека и Луиза Лемуан
Япония, 2020
Знакомство с архитектором и его любимым городом почти в жанре роуд-муви. За рулем винтажной Alfa Romeo лауреат Прицкеровской премии Рюэ Нисидзава. За окнами дождь, виды Токио в черно-белом кино иногда напоминают кадры из снимавшегося там «Соляриса» Андрея Тарковского. Роуд-муви постепенно превращается в фильм-портрет — и самого архитектора, и его города. Себя Ила Бека и Луиза Лемуан тоже немного показали — ведь их уже называют культовыми режиссерами архитектурного мира.
Для тех, кто любит Японию, ценит поэтическое кино и хочет знать, где и как правильно есть лапшу соба.
Режиссеры Мигель Гомеш, Маурин Фазендейру
Португалия, 2021
В этом фильме все не то, чем кажется. Криста, Карлоту и Жуан строят вольер для бабочек и попутно решают разные хозяйственные вопросы в небольшом поместье, отрезанном от внешнего мира. Героев зовут так же, как и актеров, которые их играют, хотя, возможно, это не игра. В отличие от обычного дневника, который ведет счет дням, дневник Цугуа ведет, скорее, обратный отсчет. Неуловимым образом в финале все становится на свои места, и остается только оценить, как просто и тонко режиссеры пошутили или, наоборот, погрустили на тему самоизоляции.
Для тех, кто предпочитает голландский натюрморт фламандскому
The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL
14–21 сентября 2021
Площадки: Летний кинотеатр Garage Screen, кинотеатры «Художественный», «Пионер» и «Иллюзион», Центр документального кино, Государственная Tретьяковская галерея, Мультимедиа Арт Музей, Москва
Уточнить расписание сеансов и приобрести билеты можно на www.tanrff.ru