18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Еврейский музей и центр толерантности покажет Рембрандта и расскажет о каббале

В свой юбилейный год московский музей реконструирует еще одно крыло Бахметьевского гаража и устроит выставки крупнейших художников, в том числе Рембрандта и Клюна

Наступающий 2022 год — юбилейный для Еврейского музея и центра толерантности, основанного в Москве в 2012 году. За прошедшее время музей завоевал популярность, показав более 60 выставок с участием художников мирового уровня, среди которых Герхард Рихтер и Аниш Капур, Марина Абрамович и Маурицио Каттелан. А также упрочил финансовое положение — здесь сейчас самый мощный среди музеев эндаумент размером в $11,7 млн и доходностью 15% годовых (в рублях). И следующий год в музее обещают сделать поистине феерическим.

Недавно назначенная на должность исполнительного директора Кристина Краснянская рассказала, что на будущее музей выделил для себя три приоритетных направления: это работа с еврейским наследием, с авангардом и модернизмом (в музее существует Центр авангарда) и с мировым современным искусством. Для музея важен активный диалог с аудиторией. В феврале 2022 года откроется после реконструкции восточное крыло Бахметьевского гаража, спроектированного Константином Мельниковым. Конкурс на создание архитектурной концепции выиграл Юрий Григорян, который предложил функциональное переосмысление пространства без вмешательства в конструкцию памятника архитектуры. «Не провокативный, а корректный», — так описала его проект Кристина Краснянская.

Выставки, которые начиная с февраля будут проходить в этом обновленном пространстве, привлекают громкими именами и сложными концепциями. О них рассказала глава выставочного отдела музея Лия Чечик. В феврале 2022 года откроется проект, посвященный каббале. Историю этого мистического учения начиная с XII века и до ХХ века музей планирует рассказать на материале модернизма, современного искусства и еврейских традиций. Тем более что каббалой интересовались самые разные художники — от Марка Ротко и Ансельма Кифера до Гриши Брускина и Риммы и Валерия Герловиных.

На лето назначена ретроспектива авангардиста Ивана Клюна, дополненная работами Казимира Малевича и его ученика Ивана Кудряшова. В проекте примут участие MOMus — Музей искусства модернизма — Коллекция Костаки (Греция) и Третьяковская галерея.

В огромный международный межмузейный проект выльется выставка, посвященная Рембрандту и месту еврейской традиции и культуры в жизни великого голландца, которую музей планирует провести в ноябре 2022 года. Для ее воплощения даже организован специальный попечительский совет во главе с Михаилом Пиотровским. В выставке примут участие произведения Рембрандта из Эрмитажа и лондонской Национальной галереи, но это будет лишь началом. Куратор Гэри Шварц, специалист в области голландской живописи золотого века, планирует показать, как еврейские художники последующих веков воспринимали искусство Рембрандта. Будут собраны произведения Роберта Фалька, Марка Шагала, Морица Оппенгейма — некоторые попадут в Россию впервые. Параллельно будет запущен специальный проект, созданный в сотрудничестве с амстердамским Еврейским историческим музеем. Это карта раскопок еврейского квартала в Амстердаме, где Рембрандт провел остаток жизни; с ее помощью можно будет больше узнать о его соседях.

На январь 2023 года запланирован проект, который также обещает стать сенсацией. Он посвящен истории Белостокского гетто в Польше и малоизвестному факту, что нацисты организовали в нем мастерскую по копированию картин старых мастеров.

Неотъемлемой частью Еврейского музея является Центр толерантности, работающий в социальной и образовательной областях. Невозможно не упомянуть поразительные программы, которые центр уже ведет или собирается провести в 2022 году. Центр обучает волонтеров общению, свободному от дискриминации (например, на крупных спортивных мероприятиях); для ГБУ «Жилищник» разработал программу по взаимодействию и взаимной адаптации его работников — мигрантов и коренных жителей; обучает, как вести себя в ситуации школьной травли или кибербуллинга. А программа, помогающая развить «толерантность к неопределенности», очевидно необходима каждому из нас.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
4
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+