18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Солнце «Красных виноградников» Винсента ван Гога должно сиять еще ярче

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина запустил впечатляющий исследовательский и реставрационный проект, посвященный знаменитому полотну Винсента ван Гога

Картину «Красные виноградники в Арле. Монмажур», написанную Винсентом ван Гогом в 1888 году в Арле, нередко называют иконой новой живописи. «Все хотят получить ее на выставку. Это вещь, о которой мечтают все музеи мира, — сказала на представлении проекта по исследованию и реставрации полотна директор ГМИИ им. Пушкина Марина Лошак. — Но она должна оставаться в музее, так как не подлежит транспортировке; мы опасаемся даже перемещать ее из здания в здание». Именно из-за хрупкости работа, которая происходит из собрания Ивана Морозова, не смогла участвовать ни в выставке в Эрмитаже в 2019 году, ни в открывающейся в сентябре выставке коллекций Ивана и Михаила Морозовых в парижском Фонде Louis Vuitton.

Теперь, благодаря поддержке бренда LG Signature, музей получил возможность исследовать картину на самом высоком технологическом уровне, разработать план ее изучения и консервации. «Красные виноградники» месяц находятся в реставрационных мастерских музея, и первые открытия уже сделаны.

Как рассказал заведующий отделом реставрации и консервации ГМИИ Игорь Бородин, при изучении полотна методами рентгенофлуоресцентной спектроскопии и электронной микроскопии с энергодисперсионным анализом удалось если не ответить на все вопросы, то как минимум правильно их поставить. Оказалось, что художник, создавший полотно в ноябре 1888 года, не дал ему как следует высохнуть и, свернув вместе с другими работами в рулон, отправил в Париж брату Тео. Тот, натягивая холст на подрамник, нанес ему первые повреждения — по красочному слою пошел кракелюр. А так как для этой работы художник использовал не фабричное полотно, а самостоятельно — и не очень тщательно — загрунтованную мешковину, то сцепление красочного слоя с грунтом, и так неидеальное, еще более нарушилось. На пастозных мазках лицевой стороны картины остались отпечатки другого холста, а на ее оборотной стороне — следы красочного слоя еще одной работы. В перспективе с помощью коллег из музеев мира возможно даже установить, что это была за картина.

Еще одна проблема — использование ван Гогом хромата свинца. Это желтая краска, которой написано солнце. Этот пигмент темнеет под воздействием ультрафиолета. Можно заключить, что в момент создания, 130 лет назад, солнце на полотне сияло еще ярче, так что работа, и сейчас чрезвычайно яркая, производила ослепляющее впечатление.

Это лишь малая часть проблем и вопросов, которые сейчас стоят перед исследователями. Им предстоит погрузиться, например, в вопрос о взаимном заимствовании технологических приемов ван Гогом и Гогеном — ведь полотно написано как раз в тот момент, когда последний приехал в Арль и художники работали вместе. Стоит добавить, что «Красные виноградники» — единственная, как сообщает ГМИИ, задокументированная покупка картины ван Гога при жизни художника. В 1890 году ее приобрела Анна Бош, художница и меценат, дочь фабриканта Виктора Боша, одного из владельцев фирмы Villeroy & Boch, а уже у нее полотно купил Морозов.

На сайте музея запущен проект, где публике будут рассказывать о новых открытиях. Закончить исследование и консервацию картины планируют к марту 2022 года, когда в ГМИИ должна состояться грандиозная выставка коллекции братьев Морозовых.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
3
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
4
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
7
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+