18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Солнце «Красных виноградников» Винсента ван Гога должно сиять еще ярче

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина запустил впечатляющий исследовательский и реставрационный проект, посвященный знаменитому полотну Винсента ван Гога

Картину «Красные виноградники в Арле. Монмажур», написанную Винсентом ван Гогом в 1888 году в Арле, нередко называют иконой новой живописи. «Все хотят получить ее на выставку. Это вещь, о которой мечтают все музеи мира, — сказала на представлении проекта по исследованию и реставрации полотна директор ГМИИ им. Пушкина Марина Лошак. — Но она должна оставаться в музее, так как не подлежит транспортировке; мы опасаемся даже перемещать ее из здания в здание». Именно из-за хрупкости работа, которая происходит из собрания Ивана Морозова, не смогла участвовать ни в выставке в Эрмитаже в 2019 году, ни в открывающейся в сентябре выставке коллекций Ивана и Михаила Морозовых в парижском Фонде Louis Vuitton.

Теперь, благодаря поддержке бренда LG Signature, музей получил возможность исследовать картину на самом высоком технологическом уровне, разработать план ее изучения и консервации. «Красные виноградники» месяц находятся в реставрационных мастерских музея, и первые открытия уже сделаны.

Как рассказал заведующий отделом реставрации и консервации ГМИИ Игорь Бородин, при изучении полотна методами рентгенофлуоресцентной спектроскопии и электронной микроскопии с энергодисперсионным анализом удалось если не ответить на все вопросы, то как минимум правильно их поставить. Оказалось, что художник, создавший полотно в ноябре 1888 года, не дал ему как следует высохнуть и, свернув вместе с другими работами в рулон, отправил в Париж брату Тео. Тот, натягивая холст на подрамник, нанес ему первые повреждения — по красочному слою пошел кракелюр. А так как для этой работы художник использовал не фабричное полотно, а самостоятельно — и не очень тщательно — загрунтованную мешковину, то сцепление красочного слоя с грунтом, и так неидеальное, еще более нарушилось. На пастозных мазках лицевой стороны картины остались отпечатки другого холста, а на ее оборотной стороне — следы красочного слоя еще одной работы. В перспективе с помощью коллег из музеев мира возможно даже установить, что это была за картина.

Еще одна проблема — использование ван Гогом хромата свинца. Это желтая краска, которой написано солнце. Этот пигмент темнеет под воздействием ультрафиолета. Можно заключить, что в момент создания, 130 лет назад, солнце на полотне сияло еще ярче, так что работа, и сейчас чрезвычайно яркая, производила ослепляющее впечатление.

Это лишь малая часть проблем и вопросов, которые сейчас стоят перед исследователями. Им предстоит погрузиться, например, в вопрос о взаимном заимствовании технологических приемов ван Гогом и Гогеном — ведь полотно написано как раз в тот момент, когда последний приехал в Арль и художники работали вместе. Стоит добавить, что «Красные виноградники» — единственная, как сообщает ГМИИ, задокументированная покупка картины ван Гога при жизни художника. В 1890 году ее приобрела Анна Бош, художница и меценат, дочь фабриканта Виктора Боша, одного из владельцев фирмы Villeroy & Boch, а уже у нее полотно купил Морозов.

На сайте музея запущен проект, где публике будут рассказывать о новых открытиях. Закончить исследование и консервацию картины планируют к марту 2022 года, когда в ГМИИ должна состояться грандиозная выставка коллекции братьев Морозовых.

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+