18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Эрмитаж продал пять NFT-шедевров из своей коллекции

Подлинность ограниченной серии цифровых копий шедевров эпохи Возрождения, импрессионизма и модернизма заверил своей подписью Михаил Пиотровский. Они принесли более 32 млн руб.

Токенизированные копии пяти произведений из своей коллекции музей продал на аукционе на криптобирже Binance. Все NFT были созданы в двух экземплярах: один для продажи, другой будет храниться в Эрмитаже. Все цифровые копии были подписаны директором Государственного Эрмитажа Михаилом Пиотровским, который также заверил подлинность каждой работы, надписав дату и время их подписания; место подписания — залы Эрмитажа — также закреплено в метаданных. «Эрмитаж — консервативный инноватор, консервативный музей, который использует новейшие технологии. К ним относится и наш проект „Ваш токен хранится в Эрмитаже“, и вся наша работа c NFT. Мы расширяем цифровые возможности знакомства с коллекцией Эрмитажа, с его залами и зданиями. Это пути, которые подчеркивают, с одной стороны, демократичность музея, с другой — доступность роскоши его посещения», — сказал директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.

Торг за произведения шел в стейблкоинах. Как и на живом аукционе, основной вал ставок посыпался в последние минуты продажи работ.

В результате самым дорогим стал NFT с «Мадонной Литта» Леонардо — он продан за сумму, равную 11 024 527 руб.

Почти одинаково востребованными оказались «Уголок сада в Монжероне» Клода Моне (5 420 697 руб.), «Куст сирени» Винсента ван Гога (5 493 950 руб.) и «Композиция VI» Василия Кандинского (5 859 627 руб). На последнем месте по проявленному покупателями интересу — «Юдифь» Джорджоне (4 761 423 руб). Все покупатели скрывались под никнеймами, так что владельцев цифровых шедевров удастся установить, только если они объявят о себе сами.

Проблема превращения в NFT произведений старого искусства, которые хранятся в музеях и изображения которых являются общественным достоянием, возникла, как только рынок криптоискусства пошел на подъем (знаком чего стала продажа работы Бипла на аукционе Christie’s за $69,3 млн).

В марте 2021 года коллектив Global Art Museum выпустил и начал продавать на площадке OpenSea NFT-шедевры мирового искусства из Рейксмузеума, Института искусств Чикаго, британского Бирмингемского музея — с целью встряхнуть мир «скучных и душных музеев» и сделать искусство ближе к людям.

Коллектив предполагал передавать 10% прибыли музеям — однако оказалось, что те ничего об этом не знают и пребывают в шоке. Стало очевидно, что ниша пуста, — и некоторые музеи решили сами занять ее. В мае 2021 года Галерея Уффици во Флоренции выпустила криптокопию знаменитого тондо «Мадонна Дони» Микеланджело и продала его за €140 тыс. В планах музея — сделать то же самое с работами Боттичелли, Рафаэля и Тициана.

Эрмитаж пошел на этом пути дальше — его NFT хранят больше дополнительных метаданных и плюс к цифровой копии картины покупатель получает видео, запечатлевшее момент ее создания.

«Как и наши коллеги из Уффици, при реализации этого проекта мы столкнулись с рядом правовых сложностей, — дополняет руководитель юридической службы Государственного Эрмитажа Марина Цыгулева. — Правоспособность государственного музея ограниченна, поэтому нам пришлось придумывать механизмы, которые помогут нам реализовать наши желания. Мы проработали заранее каждый шаг и согласовали наши действия с финансовыми службами Эрмитажа». Добавим также, что, согласно закону, в России запрещено расплачиваться криптовалютой за товары и услуги. Однако Юрий Борисов, директор компаниии LFCS, которая обеспечивала юридическое сопровождение сделки, отметил: «Мы исходим из того, что российское право не ограничивает оборот NFT, так как NFT не имеет ничего общего с токенами, на которые введены ограничения».

«Но мы не собираемся решать с помощью токенов финансовые вопросы, у нас нет рыночных ожиданий, связанных с их выпуском. Мы хотим посмотреть, как эта форма будет восприниматься, — сказал Михаил Пиотровский. — NFT — это философия, это эстетика обладания. Цифровые копии произведений искусства наполняют интернет, где по сути все имеют к ним доступ, но NFT — это чувство собственности, а в нашем случае — чувство причастности к великому музею».

Эрмитаж будет продолжать работать с криптоискусством. На ноябрь назначена выставка «Незримый эфир».

В экспозицию войдут как уже существующие работы известных NFT-художников, так и произведения, специально созданные для Эрмитажа. Выставка будет происходить в виртуальном здании Биржи Тома де Томона, в «облачном» интерьере которой будут размещены работы.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+