В швейцарском Фонде Бейелера подходит к завершению большой исследовательский и реставрационный проект, связанный с работами Пита Мондриана (1872–1944). При финансовой поддержке компании La Prairie реставраторы изучили сначала три ранних, а теперь три поздних полотна художника из собрания фонда.
Определение «поздние» не описывает ценности этих работ. Речь идет о классическом для художника периоде, когда он достиг квинтэссенции абстракции, используя только основные цвета и базовые геометрические формы. Его полотна превратились в упорядоченные решетки из линий, отдельные ячейки которых заполнялись цветом — или не заполнялись им, оставаясь белыми. Сам Мондриан назвал этот стиль, который он разработал примерно в 1920 году, неопластицизмом.
«Картина № 1» — ключевая в этом контексте. Ее первая версия была написана в 1921-м или, возможно, уже в 1920 году. Нынешний вид картины — результат ее переделки Мондрианом к выставке (совместной с Ман Рэем) в 1925 году в Дрездене. Кропотливый труд специалистов, использовавших рентгенографию, инфракрасную рефлектографию, химический анализ и микроскоп, позволил заглянуть буквально под красочный слой этого полотна.
Между 1917 и 1920 годами, во Франции, Пит Мондриан начал создавать картины, композиция которых основана на плотной и регулярной сетке. Вплоть до конца 1920 года художник использовал тонкие серые линии сетки; впоследствии они стали более широкими и исключительно черными.
Работа реставраторов показала, что «Картина № 1» основана на частой регулярной сетке, нарисованной карандашом по линейке. Ее удалось увидеть с помощью инфракрасной рефлектографии. Мондриан, очевидно, ориентировался на эту сетку, когда развивал линейную структуру картины, и в итоге пришел к свободной и асимметричной геометрической композиции. А рентгенография показала, что черные границы решетки изначально были тоньше и лишь впоследствии были расширены так, что стали доминирующим элементом картины.
Поэтапно художник работал и над цветовыми полями. Их палитра развивалась от смешанных тонов (на этапе 1920–1921 годов) до чистых основных цветов (1925 год). Все пять синих полей на картине были сначала светло-голубыми, а затем темно-синими, прежде чем автор придал им оттенок, который виден сейчас. Этот процесс можно проследить на границе одного из полей на макросъемке. Фрагменты, которые сегодня имеют более бледный оттенок желтого, сначала были светло-серыми, а затем темно-желтыми. Красные прямоугольники изначально были оранжево-красными, а потом перекрашены в чистый красный цвет.
Метод многократного пересмотра произведения в поисках идеального варианта был свойственен художнику. В 1930-х годах он постоянно экспериментирует с минималистичной композицией с черными перекрещивающимися линиями и одним-двумя полями желтого, синего или реже красного цвета. Исследования в Фонде Бейелера коснулись трех подобных работ. Это «Композиция с желтым и синим» (1932), «Композиция с двойной линией и синим» (1935) и «Композиция с восемью линиями и красным» («Картина № 3») (1938). Изображения этих картин были наложены друг на друга в программе обработки цифровых изображений, что показало, как изменение даже одного из элементов в расположении линий и полей приводит к совершенно различным эффектам.
После завершения исследований все полотна будут представлены на большой выставке в Фонде Бейелера в Базеле, которая должна состояться в 2022 году.