18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Что скрывают линии Пита Мондриана

Реставрация нескольких полотен из коллекции Фонда Бейелера помогла понять, как художник двигался к идеальной абстракции

В швейцарском Фонде Бейелера подходит к завершению большой исследовательский и реставрационный проект, связанный с работами Пита Мондриана (1872–1944). При финансовой поддержке компании La Prairie реставраторы изучили сначала три ранних, а теперь три поздних полотна художника из собрания фонда.

Определение «поздние» не описывает ценности этих работ. Речь идет о классическом для художника периоде, когда он достиг квинтэссенции абстракции, используя только основные цвета и базовые геометрические формы. Его полотна превратились в упорядоченные решетки из линий, отдельные ячейки которых заполнялись цветом — или не заполнялись им, оставаясь белыми. Сам Мондриан назвал этот стиль, который он разработал примерно в 1920 году, неопластицизмом.

«Картина № 1» — ключевая в этом контексте. Ее первая версия была написана в 1921-м или, возможно, уже в 1920 году. Нынешний вид картины — результат ее переделки Мондрианом к выставке (совместной с Ман Рэем) в 1925 году в Дрездене. Кропотливый труд специалистов, использовавших рентгенографию, инфракрасную рефлектографию, химический анализ и микроскоп, позволил заглянуть буквально под красочный слой этого полотна.

Между 1917 и 1920 годами, во Франции, Пит Мондриан начал создавать картины, композиция которых основана на плотной и регулярной сетке. Вплоть до конца 1920 года художник использовал тонкие серые линии сетки; впоследствии они стали более широкими и исключительно черными.

Работа реставраторов показала, что «Картина № 1» основана на частой регулярной сетке, нарисованной карандашом по линейке. Ее удалось увидеть с помощью инфракрасной рефлектографии. Мондриан, очевидно, ориентировался на эту сетку, когда развивал линейную структуру картины, и в итоге пришел к свободной и асимметричной геометрической композиции. А рентгенография показала, что черные границы решетки изначально были тоньше и лишь впоследствии были расширены так, что стали доминирующим элементом картины.

Поэтапно художник работал и над цветовыми полями. Их палитра развивалась от смешанных тонов (на этапе 1920–1921 годов) до чистых основных цветов (1925 год). Все пять синих полей на картине были сначала светло-голубыми, а затем темно-синими, прежде чем автор придал им оттенок, который виден сейчас. Этот процесс можно проследить на границе одного из полей на макросъемке. Фрагменты, которые сегодня имеют более бледный оттенок желтого, сначала были светло-серыми, а затем темно-желтыми. Красные прямоугольники изначально были оранжево-красными, а потом перекрашены в чистый красный цвет.

Метод многократного пересмотра произведения в поисках идеального варианта был свойственен художнику. В 1930-х годах он постоянно экспериментирует с минималистичной композицией с черными перекрещивающимися линиями и одним-двумя полями желтого, синего или реже красного цвета. Исследования в Фонде Бейелера коснулись трех подобных работ. Это «Композиция с желтым и синим» (1932), «Композиция с двойной линией и синим» (1935) и «Композиция с восемью линиями и красным» («Картина № 3») (1938). Изображения этих картин были наложены друг на друга в программе обработки цифровых изображений, что показало, как изменение даже одного из элементов в расположении линий и полей приводит к совершенно различным эффектам.

После завершения исследований все полотна будут представлены на большой выставке в Фонде Бейелера в Базеле, которая должна состояться в 2022 году.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+