18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

На ярмарке blazar встретились художники и коллекционеры нового поколения

В Музее Москвы открылась вторая по счету ярмарка молодого искусства blazar. Она заметно выросла по объему и продвинулась в сторону цифровизации

Год назад ярмарка впервые состоялась как сателлит Cosmoscow. Последняя по-настоящему утвердилась в статусе международной и престижной, к тому же воспринималась как обязательный ежегодный смотр достижений отечественного галерейного дела, а вот blazar должна была стать более демократичным вариантом и площадкой для экспериментов как молодых художников, так и начинающих коллекционеров. Собственно, так и получилось, но на этот раз, из-за переноса Cosmoscow на неделю позже (к тому же ярмарка переехала в Манеж из Гостиного Двора), blazar неожиданно обрела самостоятельность и собственный вес (впрочем, и выросла минимум в два раза). Во-первых, на открытие пришли, кажется, все: и бомонд, и ключевые игроки арт-индустрии вроде директора Московского музея современного искусства Василия Церетели, основательницы «Винзавода» Софьи Троценко, одной из учредительниц выставочного пространства Сube.Moscow Надежды Зиновской и, конечно же, создательницы Cosmoscow и соучредительницы blazar Маргариты Пушкиной. Гостей встречала соучредитель ярмарки Анна Дюльгерова. Но все-таки исключительно светским событием превью ярмарки, к счастью, не стало, и большинство посетителей — это сами художники, арт-менеджеры и коллекционеры, уже известные и только начинающие.

Посетителям, привыкшим к выхолощенным пространствам ярмарок западного типа с минималистскими стендами, белыми стенами и типовой застройкой, потребуется время, чтобы привыкнуть к творческому хаосу blazar. На смену проницаемым конструкциям из металлических сеток, которые служили стендами для картин и арт-объектов в прошлом году, пришла затейливая застройка из нескольких фанерных перегородок в центре помещения. Как раз эта центральная часть отведена под проекты независимых художников, которые приняли решение принять участие в ярмарке самостоятельно, на свой страх и риск, без прикрытия в виде каких-либо галерей и институций. Это главная изюминка ярмарки и, кажется, самая живая, демократичная и неожиданная часть экспозиции. По сторонам сделаны «компартименты» на два-три галерейных стенда.

Галереи участвуют в blazar в двух разных форматах. Есть те, кто делает это за свой счет, в том числе московские «Tираж 1/1», Heritage gallery, Myth Gallery и Marina Gisich Gallery из Петербурга, Ural Vision Gallery и арт-галерея Ельцин Центра из Екатеринбурга, Ayarkut из Якутии (новый проект Надежды Зиновской), а также благотворительный клуб Voblago, поддерживающий врачей-онкологов и популяризирующий современное искусство. Другой большой раздел — бесплатный для участников и коллективный (хотя по факту у всех свои стенды) стенд Created in Moscow, который объединил 20 московских галерей (в их числе — именитые Triumph, pop/off/art, Artwin Gallery, Fragment, Askeri Gallery, 11.12 Gallery). Это проект АКИ — созданного в 2020 году правительством Москвы Агентства креативных индустрий. Наконец, еще один раздел blazar — пространства, где представляют работы студентов и выпускников учебные заведения: как признанные государственные МГАХИ им. В.И.Сурикова, Школа дизайна «Вышки», детище МАММ Школа Родченко, так и множество частных образовательных институций, а также Фонд поддержки и развития современного искусства MaxArt, в числе патронов которого ректор МГАХИ им. В.И.Сурикова Анатолий Любавин, совладелец и управляющий партнер галереи «Триумф» Дмитрий Ханкин.

С навигацией на blazar туго, и разобраться, кто, что и где, без плана, который можно найти, кажется, только на сайте ярмарки blazar.art, очень трудно. Зато на сайте же можно обнаружить виртуального двойника мероприятия — онлайн-ярмарку, где есть все представленные работы с описанием (автор, техника и тому подобное), фотографией и ценами. Последнее особенно важно, потому что обещанные QR-коды, которые должны, по идее, сопровождать каждую работу и вести на страницу с описанием, есть далеко не везде. Если независимые художники по старинке развесили распечатанные листочки A4 c прайсом, кодом и даже собственными пояснениями, то многие галереи просто проигнорировали это нововведение (да и на сайте предпочли стыдливо спрятаться за формулировкой «цена по запросу»).

Так что до полной цифровизации и уберизации blazar еще далеко, хотя и в этом направлении сделаны огромные шаги. Приглянувшуюся работу можно примерить в собственном интерьере при помощи сервиcа MR Group, оплатить онлайн благодаря Visa и организовать доставку с помощью партнера ярмарки — «Яндекс.Маркет». Такими темпами посещение и покупка на ярмарке скоро будут мало чем отличаться от визита в IKEA: сперва десять раз потерялся в закоулках с искусством (в данном случае), потом выбрал то, что нужно, оплатил — и жди доставку. Цены, конечно, в среднем выше икеевских — но тоже стремятся к тому, чтобы можно было выбрать на любой бюджет.

Самым дешевым объектом оказались, кажется, шоколадки в авторской упаковке Kit-kap Саши Певака (3 тыс. руб.), среди самых дорогих — объекты Глеба Скубачевского на стенде Askeri Gallery (500 тыс. руб. и выше), но общий порядок цен — это десятки или сотни тысяч рублей. Это могут быть и монотипии из «Византийской серии» Алины Федоровой (26 тыс. руб.), и живопись Анны Белозеровой (35 тыс. руб.), и фарфоровый «Культовый доширак» Игоря Петрушова (12 тыс. руб.), и арт-объекты кооператива «Бусинки» (от 60 тыс. до 210 тыс. руб.), и инсталляция «Велик» Серафимы Бреслер (210 тыс. руб.), и киоты из серии Antiantrop Федоры Акимовой (250–350 тыс. руб.). Кстати, еще одна тема, которую второй год подряд невольно педалирует blazar, — женское лицо нового русского искусства. И ее еще предстоит осмыслить. Но главное — на ярмарке немало красных точек, так что многое купили еще вчера, а значит, надо спешить увидеть и купить.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
3
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
4
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
5
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
6
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
7
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+