Год назад ярмарка впервые состоялась как сателлит Cosmoscow. Последняя по-настоящему утвердилась в статусе международной и престижной, к тому же воспринималась как обязательный ежегодный смотр достижений отечественного галерейного дела, а вот blazar должна была стать более демократичным вариантом и площадкой для экспериментов как молодых художников, так и начинающих коллекционеров. Собственно, так и получилось, но на этот раз, из-за переноса Cosmoscow на неделю позже (к тому же ярмарка переехала в Манеж из Гостиного Двора), blazar неожиданно обрела самостоятельность и собственный вес (впрочем, и выросла минимум в два раза). Во-первых, на открытие пришли, кажется, все: и бомонд, и ключевые игроки арт-индустрии вроде директора Московского музея современного искусства Василия Церетели, основательницы «Винзавода» Софьи Троценко, одной из учредительниц выставочного пространства Сube.Moscow Надежды Зиновской и, конечно же, создательницы Cosmoscow и соучредительницы blazar Маргариты Пушкиной. Гостей встречала соучредитель ярмарки Анна Дюльгерова. Но все-таки исключительно светским событием превью ярмарки, к счастью, не стало, и большинство посетителей — это сами художники, арт-менеджеры и коллекционеры, уже известные и только начинающие.
Посетителям, привыкшим к выхолощенным пространствам ярмарок западного типа с минималистскими стендами, белыми стенами и типовой застройкой, потребуется время, чтобы привыкнуть к творческому хаосу blazar. На смену проницаемым конструкциям из металлических сеток, которые служили стендами для картин и арт-объектов в прошлом году, пришла затейливая застройка из нескольких фанерных перегородок в центре помещения. Как раз эта центральная часть отведена под проекты независимых художников, которые приняли решение принять участие в ярмарке самостоятельно, на свой страх и риск, без прикрытия в виде каких-либо галерей и институций. Это главная изюминка ярмарки и, кажется, самая живая, демократичная и неожиданная часть экспозиции. По сторонам сделаны «компартименты» на два-три галерейных стенда.
Галереи участвуют в blazar в двух разных форматах. Есть те, кто делает это за свой счет, в том числе московские «Tираж 1/1», Heritage gallery, Myth Gallery и Marina Gisich Gallery из Петербурга, Ural Vision Gallery и арт-галерея Ельцин Центра из Екатеринбурга, Ayarkut из Якутии (новый проект Надежды Зиновской), а также благотворительный клуб Voblago, поддерживающий врачей-онкологов и популяризирующий современное искусство. Другой большой раздел — бесплатный для участников и коллективный (хотя по факту у всех свои стенды) стенд Created in Moscow, который объединил 20 московских галерей (в их числе — именитые Triumph, pop/off/art, Artwin Gallery, Fragment, Askeri Gallery, 11.12 Gallery). Это проект АКИ — созданного в 2020 году правительством Москвы Агентства креативных индустрий. Наконец, еще один раздел blazar — пространства, где представляют работы студентов и выпускников учебные заведения: как признанные государственные МГАХИ им. В.И.Сурикова, Школа дизайна «Вышки», детище МАММ Школа Родченко, так и множество частных образовательных институций, а также Фонд поддержки и развития современного искусства MaxArt, в числе патронов которого ректор МГАХИ им. В.И.Сурикова Анатолий Любавин, совладелец и управляющий партнер галереи «Триумф» Дмитрий Ханкин.
С навигацией на blazar туго, и разобраться, кто, что и где, без плана, который можно найти, кажется, только на сайте ярмарки blazar.art, очень трудно. Зато на сайте же можно обнаружить виртуального двойника мероприятия — онлайн-ярмарку, где есть все представленные работы с описанием (автор, техника и тому подобное), фотографией и ценами. Последнее особенно важно, потому что обещанные QR-коды, которые должны, по идее, сопровождать каждую работу и вести на страницу с описанием, есть далеко не везде. Если независимые художники по старинке развесили распечатанные листочки A4 c прайсом, кодом и даже собственными пояснениями, то многие галереи просто проигнорировали это нововведение (да и на сайте предпочли стыдливо спрятаться за формулировкой «цена по запросу»).
Так что до полной цифровизации и уберизации blazar еще далеко, хотя и в этом направлении сделаны огромные шаги. Приглянувшуюся работу можно примерить в собственном интерьере при помощи сервиcа MR Group, оплатить онлайн благодаря Visa и организовать доставку с помощью партнера ярмарки — «Яндекс.Маркет». Такими темпами посещение и покупка на ярмарке скоро будут мало чем отличаться от визита в IKEA: сперва десять раз потерялся в закоулках с искусством (в данном случае), потом выбрал то, что нужно, оплатил — и жди доставку. Цены, конечно, в среднем выше икеевских — но тоже стремятся к тому, чтобы можно было выбрать на любой бюджет.
Самым дешевым объектом оказались, кажется, шоколадки в авторской упаковке Kit-kap Саши Певака (3 тыс. руб.), среди самых дорогих — объекты Глеба Скубачевского на стенде Askeri Gallery (500 тыс. руб. и выше), но общий порядок цен — это десятки или сотни тысяч рублей. Это могут быть и монотипии из «Византийской серии» Алины Федоровой (26 тыс. руб.), и живопись Анны Белозеровой (35 тыс. руб.), и фарфоровый «Культовый доширак» Игоря Петрушова (12 тыс. руб.), и арт-объекты кооператива «Бусинки» (от 60 тыс. до 210 тыс. руб.), и инсталляция «Велик» Серафимы Бреслер (210 тыс. руб.), и киоты из серии Antiantrop Федоры Акимовой (250–350 тыс. руб.). Кстати, еще одна тема, которую второй год подряд невольно педалирует blazar, — женское лицо нового русского искусства. И ее еще предстоит осмыслить. Но главное — на ярмарке немало красных точек, так что многое купили еще вчера, а значит, надо спешить увидеть и купить.