18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Томас Деманд: «Я работаю между двумя полюсами известного и неизвестного»

№94
Материал из газеты

Художник рассказал о том, почему сегодня важно не только то, кто изображен на картинке, но и то, от кого она пришла на вашу почту, в чем был неправ Бодрийяр и чем замечательны учебные макеты студентов ВХУТЕМАСа

Московская выставка Томаса Деманда в Музее современного искусства «Гараж» создана при участии немецкого режиссера и писателя Александра Клюге и японского архитектурного бюро SANAA. Творчество Деманда балансирует на пересечении скульптуры, архитектуры и фотографии. Он берет готовые изображения из прессы или технические съемки и реконструирует их из картона и бумаги, создавая макеты в натуральную величину, после чего фотографирует их и разрушает модели. На выставке «Зеркало без памяти» представлены как известные работы разных лет, так и новые произведения.

Вы выставлялись во многих странах: Бразилия, Великобритания, Германия, Италия. Учитываете ли вы местный контекст, когда делаете выставки, или для вас это не принципиально? Что вообще для вас значит проблема локального и глобального?

Любая выставка для меня диалог. С «Гаражом» мы начали обсуждать возможные проекты еще с момента его основания. И сейчас мы с куратором Екатериной Иноземцевой просто продолжили выстраивать этот проект.

Я всегда стараюсь видеть связи, которые могут быть между моей работой и тем местом, где проходит выставка. В случае Москвы это было не очень трудно. Я бывал в Москве шесть раз, я видел московскую архитектуру, Мельникова, у меня был недельный семинар со студентами, я обсуждал здание «Гаража» с автором проекта его реконструкции Ремом Колхасом. У меня было ощущение, что я знаю достаточно и о месте, и об аудитории.

У моих выставок всегда две цели: дать зрителям что-то им неизвестное и в то же время дать что-то, специально созданное для них, для этого места.

«Моя выставка — это не концерт Rolling Stones, которые играют одно и то же во всех городах».

Вы известны тем, что выбираете для реконструкций знаковые пространства. Например, вы воспроизводили интерьер номера нью-йоркского отеля, где Рон Хаббард писал книгу «Дианетика», показывали ванную комнату, где погиб известный немецкий политик, студию Джексона Поллока и Ли Краснер, Овальный кабинет Белого дома в момент, когда был избран Барак Обама, и тому подобное. Но если Овальный кабинет — это узнаваемый образ, то другие зритель может и не узнать. Для вас принципиально, чтобы зритель понимал, что это за место, или сам образ важнее конкретного прототипа?

Это всегда территория исследования неизведанного. Иногда это могут быть очень узнаваемые пространства, иногда — совсем неузнаваемые. Я работаю между двумя полюсами — известного и неизвестного, и если зрителю знакомо одно изображение, то и о другом он может предположить, что оно чем-то примечательно. Это эффект дежавю — когда зрителю кажется, что ему знакомо это пространство, но он не знает почему. Иногда вы узнаёте главные вещи: вам знакома поверхность бумаги и формы, которые она принимает. Иногда — как в сцене с убежищем Саддама Хусейна (он прятался от американцев на обычной кухне) — вам знакомы все предметы, они такие же, как у вас или у меня. А иногда вы узнаёте изображение, потому что оно широко растиражировано. Овальный кабинет Белого дома — это настолько известное изображение, что оно превратилось в декорацию, как для театра или телевидения, декорацию власти. Что там? Два кресла, рабочий стол, стена с картинами и окна за спиной. Это очень известная схема — если так расставить мебель, все сразу поймут, что это президентский кабинет. Это как с театральными пьесами: если вы дадите в руку актеру череп, то все сразу поймут, что речь идет о «Гамлете».

Моя цель — возбудить любопытство в зрителях. Информация, которую я вам даю, может повести вас к новым вопросам, которые уже не касаются непосредственно того, что изображено, к более общим рассуждениям о репродукции, воспроизведении и памяти.

Что вы покажете в Москве, чего никто не видел? Какие новые работы? Правда ли, что одним из ваших героев стал Эдвард Сноуден, бывший сотрудник ЦРУ и Агентства национальной безопасности США, обвиненный в шпионаже и нашедший убежище в России? Чем вас привлекла его фигура?

Я всегда интересовался историей побега Эдварда Сноудена. Это редкий случай, когда событие доминирует в глобальном новостном дискурсе и при этом не сопровождается изображением. Все большие истории в новостях за последние 20 лет сопровождались каким-то ключевым изображением, там всегда есть визуальный образ. Скажем, 11 сентября — это самолет, врезающийся в небоскреб. Со Сноуденом все было не так. Картинки там не было. Это интересно. Я неплохо представляю себе, как это все выглядело, хотя точной информации у меня нет, и я создал реконструкцию этого места, где он находился в течение нескольких недель, без окон, скрытый от всего мира. Этот человек заставил нас всех задуматься о личных данных, о приватности, при этом сам он находился в чем-то типа тюрьмы. Я пытался сделать эту работу о Сноудене много лет, и это счастливое совпадение, что впервые она будет показана в Москве. Тут нет никакой специальной привязки к локальному контексту, просто случайность.

БИОГРАФИЯ
Томас Деманд
Художник

1964 родился в Мюнхене
1987–1992 учился в Мюнхенской академии художеств и Дюссельдорфской академии искусств
1994 получил степень магистра изобразительных искусств в Голдсмитс-колледже в Лондоне
2004 представлял Германию на 26-й Биеннале в Сан-Паулу
2008, 2010, 2012 участник Венецианской архитектурной биеннале
Персональные выставки Томаса Деманда проходили в Фонде современного искусства Cartier (Париж, 2001), Музее современного искусства (Нью-Йорк, 2005), галерее Serpentine (Лондон, 2006), Новой национальной галерее (Берлин, 2009), Музее современного искусства Токио (2012), Национальной галерее Виктории (Мельбурн, 2012), Фонде Prada (совместно с Александром Клюге и Анной Фиброк) (Венеция, 2017) и других музеях
Куратор нескольких выставочных проектов, в том числе одного из разделов основного проекта
13‑й Венецианской архитектурной биеннале (2012)
Живет и работает в Берлине и Лос-Анджелесе

Еще…

Вы начинали как скульптор, а теперь в энциклопедиях о вас пишут как о фотографе-концептуалисте. Каким образом изменился ваш творческий метод за 30 лет?

Я стараюсь сам не интерпретировать мои работы. Общепринятый дискурс вокруг изображения менялся в течение моей карьеры. Началось с идеи, что изображение не всегда правдиво. Как раз тогда появились цифровые фотографии, потом Photoshop, и он изменил наши представления о надежности визуальной передачи информации. Мы поняли, что связь между истиной и ее фотографическим изображением очень ненадежна. И мы стали говорить: фотография мертва, она просто сейчас исчезнет из практики. Но случилось нечто противоположное: теперь мы все фотографируем, все знают, как устроена фотография и как ее подделать.

«И сегодня нам важнее то, кто нам прислал фотографию, чем то, что на ней изображено».

В то же время возникли компьютерная графика, индустрия игр, намеренные подделки видео, которые могут использоваться как политический компромат, что раньше было невозможно.

В 1990-е в моде была теория симулякров Жана Бодрийара. Повлияла ли она на вас? Какие вообще философские теории стоят за вашими работами?

Я действительно работал в рамках теории Бодрийяра. Но, на мой взгляд, она не полна, потому что слишком много внимания уделяет поверхности изображения, а изменения произошли на более фундаментальном уровне. Мы сейчас воспринимаем мир через картинку, мы отчуждаем себя от реального опыта и вместо этого используем опосредованные медийные образы. И еще один аспект хочется здесь подчеркнуть. Это то, что Бодрийяр недооценил идею модели. Сейчас у нас есть очень много сложных моделей, которые могут использоваться и в статистике, и в политических исследованиях, и в медицине. Они позволяют нам понять сложность мира.

Конечно, можно задаться вопросом, насколько художник в состоянии понять философа. Я много читаю философов. Это очень длинный список: Теодор Адорно, Вальтер Беньямин, Людвиг Витгенштейн, Жак Рансьер, Сьюзан Сонтаг. И все они мне так или иначе помогли. Даже если я не согласен с философом, даже если я не до конца его понимаю, все равно философия полезна, она помогает структурировать мысль, направить ее в нужном направлении. Поэтому, возможно, в моем творчестве больше философии, чем у других художников. Философия важна для художника, как для боксера важны спарринговые матчи, за которые он не получит никаких очков, но они позволяют ему подойти к настоящим боям в лучшей форме.

Если продолжить тему модели — ваша серия Model Studies («Учебные модели») посвящена архитектурным макетам. Есть ли тут связь с утопической архитектурой прошлого, например с «архитектонами» Малевича?

Связь есть, и, мне кажется, это будет очевидно из нашего совместного проекта с кинорежиссером Александром Клюге. Для показа его фильмов я сделал подвесные конструкции-кинотеатры, которые представляют собой оммаж Дому культуры Русакова Константина Мельникова. А в проекте Model Studies я исследовал чужие макеты, которые были созданы не для того, чтобы продать проект заказчику, а для коммуникации и формулирования идеи. Сейчас мы все сидим за экранами и почти не мыслим с помощью своих рук, а это очень важно, что, работая с моделями, мы думаем руками, а не головой.

В этом проекте мне также было важно посмотреть на связь архитектуры и фотографии. Первую серию в этом цикле, посвященную архитектуре Джона Лотнера (1911–1994, американский архитектор-модернист. — TANR), я показывал вместе с фотографиями, сделанными студентами ВХУТЕМАСа. У них были такие задания, когда за неделю они должны были разработать проект здания, сделать его макет, а в пятницу, последний день учебной недели, они фотографировали то, что получилось. Это замечательный материал, и мне кажется, что связь с этой методикой очевидна в моих работах. Эта серия — мои самые абстрактные произведения, потому что по этим фотографиям вы не можете сказать, как реально выглядело здание, представленное в макете. Это, скорее, презентация того, какой потенциально может быть архитектура.

Вы заняты проблемой изображений. А какие идеи сейчас вообще наиболее актуальны для искусства? Что делает художника современным, что самое «горячее», на ваш взгляд?

В Германии есть такое выражение, когда говорят о футболе, что лучше передавать мяч низом, чем рисковать, запуская его верхом, поэтому я не буду рисковать, уходя в общие темы. Но я хотел бы сказать, что важно различать импульс собственно художественный и гражданский. Да, они пересекаются и художник тоже гражданин, но мне кажется, что искусство много потеряет, если будет только иллюстрировать текущие проблемы. В России, на мой взгляд, это достаточно ярко проявилось, потому что российское искусство в какой-то момент становилось очень политическим.

«Чтобы выжить в будущем, искусство должно остерегаться становиться инструментом комментирования событий, как пресса».

Хорошее искусство всегда позволяет зрителю дистанцироваться, увидеть картинку с высоты птичьего полета, отразить его опыт, но поставить его в кавычки, отстранить.

Сегодня важнейшими вопросами, на мой взгляд, являются политика визуального изображения (кого оно репрезентирует, кто распространяет изображение, как это служит уже политическим целям); виртуализация, потому что мы живем во все более опосредованном медийном мире; и соотношение индивидуального и социального (насколько человек зависит от социума, насколько он сопротивляется).

Что для вас Россия? Какой образ страны у вас существует и на что был бы похож макет России, если бы вы вдруг решили его создать?

Как создатель таких макетов, я должен сказать, что модель становится осмысленной, только если вы очень хорошо знаете реальность, которую моделируете. Я интересуюсь Россией, она меня завораживает, но должен признать, что ничего в ней не понимаю, поэтому я бы не осмелился создавать модель России. Вместо этого я хочу привести цитату из Клода Леви-Стросса. Он говорил, что существует два подхода к миру — инженера и каменщика. Я бы сказал, что Россия — это, скорее, каменщик. Инженер все планирует заранее, готовит материал, инструмент и потом что-то делает, начиная с нуля. А каменщик смотрит на то, что у него есть под рукой, и по кирпичикам из этого что-то создает. Я сам использую подход каменщика, и мне кажется, что Россия тоже живет в этой перспективе. 

Музей современного искусства «Гараж», Москва
«Томас Деманд. Зеркало без памяти»
10 сентября 2021 − 30 января 2022

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
4
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
5
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+